Раньше в России действовало нелепое правило: если вы не успели на первый сегмент перелёта, автоматически сгорал и обратный билет. Теперь всё изменилось!
Даже если вы опоздали на рейс, ваш обратный билет остаётся действительным.
Как было раньше
До 1 сентября 2025 года в России действовало правило, которое многие пассажиры считали абсурдным. Если вы покупали билет туда-обратно, но не воспользовались первым сегментом (например, не успели на рейс «туда»), то авиакомпания автоматически аннулировала и обратный билет.
Деньги при этом не возвращались — ни за первый перелёт, ни за второй. Логика перевозчиков была проста: «пассажир нарушил последовательность перелёта, значит, весь билет недействителен». По сути, это было навязанное условие авиакомпаний, никак не связанное с реальными затратами на перевозку.
Многие юристы и эксперты называли это маразмом. Ведь билет на обратный рейс пассажир оплатил полностью, место в самолёте было за ним закреплено, но фактически его лишали возможности им воспользоваться.
Что изменилось с 1 сентября
С 1 сентября 2025 года вступил в силу приказ Минтранса РФ, который защищает права пассажиров:
Если человек опоздал на первый рейс, он сохраняет право на обратный билет.
Если пассажир отказывается от перелёта или меняет условия поездки, он обязан компенсировать авиакомпании только фактически понесённые расходы (например, штрафы аэропортов или уже оказанные услуги).
Сам билет, оплаченный пассажиром, аннулировать теперь нельзя.
Как это будет работать на практике
Представим: вы купили билет «Москва — Сочи — Москва». На утренний рейс в Сочи опоздали. Раньше в этом случае и обратный билет «Сочи — Москва» автоматически сгорал. Теперь — нет. Вы спокойно прилетите в Сочи любым другим способом (например, купив новый билет или поездом), а обратный билет сможете использовать.
Для авиакомпаний это означает отказ от привычной практики «no-show» (аннулирование всего маршрута при неявке на первый сегмент). На деле это приведёт к тому, что авиакомпании начнут тщательнее прописывать тарифные условия, но лишить пассажира права на оплаченный обратный перелёт они больше не могут.
Только в России так было?
Нет, не только. Подобные правила «no-show» действуют у многих авиакомпаний по всему миру, особенно у крупных международных перевозчиков.
В Европе неоднократно были судебные процессы против авиакомпаний Lufthansa, Iberia, Air France, которые аннулировали обратные билеты, если пассажир не использовал первый сегмент.
В некоторых странах ЕС суды встали на сторону пассажиров, признавая такую практику несправедливой.
Однако многие авиакомпании продолжают использовать «no-show policy», прикрываясь внутренними правилами тарифов.
Поэтому нововведение в России — важный шаг в сторону защиты прав пассажиров. Возможно, в перспективе это станет трендом и для других стран.