Велопутешествие и велотуризм нюансы и отличия, как начать
Ключевой момент что сложно найти баланс между рисками авантюрных выездов на велосипеде и усложнением простых базовых вещей.
Для начала придется описать историю велопутешествий и велотуризма, без нее понимание текущего состояния затруднено.
Велопутешествие и велотуризм в Российской Империи и СССР
Российская Империя была одним из лидеров мирового велопроцесса. Массовое производство велосипедов было освоено в 1895 году, до этого в эксплуатации были иностранные велосипеды. Первый велодром в Москве открылся в здании манежа в 1892 году.
Велопутешествия и велотуризм в России также были развиты.
На фотографии встреча членами Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей москвичей Ф. Кавского и Н. Похильского, приехавших на велосипедах в столицу 20 июня 1893 года
27 апреля 1895 года, в Петербурге состоялось учредительное собрание общества велосипедистов-туристов.
Велотуризм в СССР
После революции интерес к велосипеду сохранился, на велосипедах продолжали путешествовать.
Глеб Травин в 1928—1931 годах совершил путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье общей протяжённостью 27-30 тысяч километров.
Массовыми велопутешествия и велотуризм в СССР стали после ВОВ, условно можно выделить этап с 1953 по 1991 года.
Фотография со страницы: Из истории рязанского велотуризма. Часть V. В пору расцвета. В серии из 8 статей подробно описана история велотуризма одного региона начиная с 1889 года. Максимально подробно описан массовый советский этап велотуризма с 1956 года, атмосфера передана.
В случае СССР все таки корректно говорить про велотуризм, а не про велопутешестия. Причем с явным фокусом на спортивный туризм с попыткой государственного регулирования. Существовала классификация туристических велопоходов.
Как видно из таблицы, из двух слов словосочетания «велосипедный туризм» главным словом было туризм. В походах высоких категорий сложность предполагалось таскать велосипед с багажом (20-30-40 кг) на себе. Это имело крайне косвенное отношение к велопроцессу.
Велопутешествия, как и любые типы путешествий, в СССР не были массовыми. Туризм поощрялся и был популярен.
Первый туристический велосипед Турист В-31 был представлен в 1949 году. Продвинутый спортивно-туристический велосипед Спорт В-541 был представлен в 1958 году.
Нельзя не отметить что в СССР был дефицит велосипедов и на фоне доходов населения они стоили дорого. Начиная с 70-ых годов, качество велосипедов падало.
Снаряжение для велотуризма фактически не выпускалось, его приходилось шить. Общетуристическое снаряжение так же был в дефиците.
Даже подбор продуктов на поход на две-три недели требовал усилий, пойти в магазин и купить тушенку и гречку было невозможно.
Велопутешествие и велотуризм в мире
Тема велопутешествий в мире подробно разобрана в нескольких материалах на ВЕЛО.ГРАВЕЛО.
В Европе бум на велопутешествия начался в 60-ых годах, велосипед перестал быть транспортным средством, а стал досугом и спортом. В США резкий всплеск к велопутешествиям это 70-ые годы. Интерес продолжает сохраняться, появление гравелов 2013 году в очередной раз оживило ситуацию.
Форматы велопутешествий и велотуризма в мире самые многообразные. Речь идет как о путешествиям по дорогам, во многих странах есть альтернативные трассы для велосипедистов с разнообразной инфраструктурой, так и о сложных экстремальных путешествия в сложнейших условиях.
Один из последних европейских трендов в европейских велопутешествиях — адаптация горнолыжных регионов для велосипедистов для круглогодичного задействования инфраструктуры.
Велопутешествие и велотуризм в России современное состояние
Все написанное выше это вводная часть, без знания истории понимать в какой ситуации мы находимся сейчас невозможно.
Столкновение советских реалий с мировым трендами велопутешествий и велотуризма произошло в конце 80-ых — начале 90-ых годов. Перечислю основные моменты новой ситуации.
Началось расширяться предложение велосипедов. Появилось гаражное производство велосипедов в России плюс начались поставки иностранных велосипедов. При этом в импорте был перекос. Вне рамок спортивных велосипедов, 90-95-99% поставок это (псевдо)горные велосипеды на колесах 26″. Велосипеды на колесах 700с стали появляться уже в начале XXI века.
Стало расширяться предложение туристического снаряжение, в том числе и велосипедного. Появилось производство в России, начались поставки фирменного, позже стало доступно китайские снаряжение нормального качества по доступным ценам.
Было несколько резких всплесков интереса к велосипеду — середина 90-ых (окончилось обвалом рубля 1998 года), начало 2000-ых, до 2008 года, 2020 год (эпидемия ковид).
Открылись границы, стало возможно путешествовать заграницей, в России появились иностранцы на велосипедах.
На фоне этого никаких инфраструктурных изменений не происходило, до примерно 2016-2017 годов доминировал туризм в советском стиле. Появление гравелов и байкпакинга открыло дорогу новым форматам.
Изменения идут медленно.
Велотуризм и велопутешествия втягивание в процесс
В советские времена если вы выезжали на велосипеда на один день особой компании вам было не нужно. Если вы хотели большего, то приходилось искать компанию. В существенной степени это было связано с тем что практически ничего купить было нельзя. Со стандартным советским рюкзаком на плечах на велосипеде сложно уехать далеко, хотя такое и практиковалось.
Велосипедисты объединялись в клубы. Для примера две истории — Велоклуб «Караван» , один из самых старых велоклубов, был организован в 1984 году и велоклуб МГТУ, как пример студенческого велоклуба.
Как функционируют велоклубы можно посмотреть на примере школы велотуризма Туристического клуба МГТУ. Базовый идеи две — привлекать новичков и выезжать в совместные походы. Цитата из материала 2017 года.
«Велошкола существует пятый год. Занятия начинаются в ноябре и завершаются летним походом. Для выпускников нынешнего года это будет поездка в Грузию. После чего осенью они сдадут экзамен и получат удостоверение о прохождении базового уровня. О том, чему учатся велотуристы, нам рассказала начальник Школы базового уровня Мария Рождественская.
– Каждую неделю у нас проходят лекции и семинары. Учимся ремонтировать велосипеды, накладывать повязки, вязать узлы. В выходные дни – практика. Зимой кататься на велосипеде не заставляем, начинаем с пеших выходов в подмосковные леса на один-два дня. На каждый выход ставится конкретная цель. Например, если тема «Ориентирование», то выдаем карты и учим пользоваться ими. Сначала учим, а затем проводим соревнования на пройденную тему.»
Подобный формат много кем воспринимается устаревшим, но это реальность. Современный подход посмотреть видео и начать кататься.
Велопутешествие — новые форматы
Идея что советский формат велотуризма с тасканием велосипеда на себе устарела возникла у разных людей. Наиболее характерный пример Илья Гуревича с клубом Велопитер. Был создан сайт, который посещали вначале только создатели — два человека. Первый крупный веловыезд в 1997 году — приехало 27 человек, максимальное количество участников около 6000 велосипедистов. Это видимо самый большой велоклуб в России. В Москве несколько больших велоклубов в сложных отношениях друг с другом.
Отличия от советского туризма есть, например, рассматриваются не только ночевка на природе, но и в гостиницах.
Ключевая проблема в том что для поездки на велосипеде на неделю уже нужна подготовка.
Базовый веломаршрут — с одной-двумя ночевками, нужно начинать приобщение к велопутешествиям с них. Для таких поездок нужна минимальная подготовка, продолжительностью 2-3 месяца.
За это же время можно решить все вопросы с покупкой туристического снаряжения на Aliexpress.
Велопутешествие — «Почему мечта? Взял велосипед да поехал»
Самая массовая реклама велопутешествий — встреча Владимир Дудя с Александром Ивановым, ломающим любые стереотипы (ролик на три минуты, очень рекомендую).
В марте 2023 года на экраны вышел фильм «Поехавшая».
Версия 0.91 от 06.04.2023, опубликовано 05.04.2023
С актуальными новостями из мира гравелов и велосипедов других типов вы можете познакомиться на сайте VELO.GRAVELO.RU. Публикуются новости о новых моделях велосипедов, скидках, интересных веломероприятиях — все что может заинтересовать велосипедиста. Также на сайте описание характерных моделей велосипедов и аксессуаров, есть и раздел с тестовыми испытаниями.
Автор будет благодарен за любые комментарии, идеи и пожелания. Если у вас есть вопросы — пишите, постараюсь помочь. Могу дополнить какую-то тему или дать рекомендации по выбору велосипеда — гравела, туринга и не только. Контакты автора.
Также ГРАВЕЛО можно обсудить на специальной странице. Любые идеи, комментарии и пожелания также приветствуются. Для авторизации можно воспользоваться своим аккаунтом в социальных сетях FB и VK.
Ассортимент гравелов и турингов
С российским рынком гравелов и турингов можно познакомиться в разделе Гравел в России. Приведена структура рынка велосипедов, доступные в России бренды гравелов и турингов, их дистрибьюторы. Описан ассортимент основных велосипедных брендов — предлагаемые типы велосипедов, их особенности, например, какие материалы рамы используются.
Подробный материал описывает сезонность поставок велосипедов. Два материала про ценообразование — про стоимость гравелов и турингов в России — от примерно 50000 рублей и про более дешевые велосипеды для путешествий и велопоездок (20-40000 рублей).
Как выбрать гравел или туринг
Выбирая велосипед нужно ответить на несколько простых вопросов о том как вы планируете ездить. Вопросы и комментарии по возможным ответам расписаны в двух текстах на GRAVELO.
- Очевидные вопросы – по каким дорогам вы планируете ездить, какие дистанции — ежедневные и общие, автономность поездок, какой рельеф поездок…
- Менее очевидные – в компании или в одиночку планируете кататься, с какими целями, при какой погоде…
Ответы на эти вопросы смогут прояснить для вас очень важный момент – какой багаж вы планируете возить на велосипеде. Вес багажа в существенной степени определяет тип оптимального для вас велосипеда…
Ответив на вопросы выше вы сможете понять на велосипеды какого типа вам смотреть.
На что обращать внимание при выборе велосипеда можно познакомиться в серии материалов:
Велосипед состоит из несколько частей — фреймсет (рама и вилка), вилсет (колеса), группсет (оборудование), седла, руля и педалей. Каждый тип поездок предъявляет свои требования к оборудованию.
Геометрия и особенности рамы рассмотрены в нескольких текстах. Обзорный текст и несколько более подробных, про размер, геометрию и материалы рам велосипеда (факты и мифы). Про вилки также имеется несколько текстов — геометрия и материалы. Материал про колеса. По трансмиссии ключевые материалы на системе с каким количеством передних звезд остановиться — с одной или несколькими (нужен ли передний переключатель) и диапазоне и шаге велосипеда (таблице передач).
Раздел про другие типы велосипедов
На ГРАВЕЛО есть и общевелосипедный раздел:
В разделе рассмотрены вопросы выбора универсального велосипеда, иллюзорность параметра «цена/качество» при выборе велосипеда. Подробный материал чем отличаются простые велосипеды от объектов похожих на велосипеды которые не прослужат и 100 часов.
Посмотреть техническую информацию по выбору велосипеда и видео велопутешествий можно в подборке видео и профильных видеоканалов на ВЕЛО.ГРАВЕЛО
Проект находится в разработке, некоторые темы только обозначены, планируется углубление и детализация. Если есть комментарии и пожелания пишите. Буду благодарен за перепосты.
С актуальными новостями из мира гравелов и велосипедов других типов вы можете познакомиться на сайте VELO.GRAVELO.RU. Публикуются новости о новых моделях велосипедов, скидках, интересных веломероприятиях — все что может заинтересовать велосипедиста. Также на сайте описание характерных моделей велосипедов и аксессуаров, есть и раздел с тестовыми испытаниями.
https://gravelo.ru/veloputeshestvie/