Aviatreid.ru

Прокат металла "Авиатрейд"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Системы сборных шин

Системы сборных шин

Системы сборных шин серии 8US — это системы конструктивных элементов для установки в распредшкафы. Благодаря тому что они имеют компактные размеры и конструктив, быстроразъемные контакты и унифицированную возможность подключения к рейкам, установочным и коммутирующим устройствам, системы сборных шин представляют собой оптимальное и экономически эффективное решение для распределения электроэнергии внутри шкафов и в переоборудовании распредщитов. Установка происходит или на монтажной раме распредшкафа, или на монтажных панелях. Расстояние между центрами сборных шин составляет 40мм и 60мм. Благодаря тому, что все низковольтные аппараты крепятся на сборные шины непосредственно через адаптеры, можно сэкономить на пространстве, занимаемом панелями шкафа и на времени установки, помимо всего прочего уменьшаются переходные сопротивления контактов. Системы сборных шин 8US предназначены для горизонтальной установки.

Основными составляющими систем сборных шин являются: шинные держатели, компоненты обшивки и ограждения, каналы, держатели и низковольтная аппаратура и соединительные системы, которые адаптируются к сборным шинам: вводящие и отводящие клеммы и зажимы, вводы питания, адаптеры низковольтной аппаратуры, выключатели нагрузки с ножевыми предохранителями и трехполюсные цоколи цилиндрических предохранителей DIAZED и NEOZED. Шинные держатели и цоколи предохранителей изготовляются из полиэфирного термопласта, армированного стекловолокном. Этот материал характеризуется отличными электрическими, химическими и механическими качествами. Помимо прочего он имеет хорошую стойкость к воспламенению и соответствует классу UL 94 V0. Как следствие, обеспечивается выполнение требований по прочности при расчетных токах от 200А до 630А и расчетном рабочем напряжении 500В, и расчетная отключающая способность при токах короткого замыкания 50кА. При проектировании систем сборных шин нужно учитывать окружающую температуру и температуру самих медных шин в зависимости от величины рабочего тока и системы его распределения, поверхности и поперечного сечения медных шин, от их положения и теплопередачи. При этом очень важно положение сборных шин и возможность их охлаждения. Применение сборных шин наиболее эффективно тогда, когда ввод питания расположен по центру шкафа и сторона нагрузки симметрично распределена по обеим сторонам от него. Стойкость сборных шин к коротким замыканиям зависит от их поперечного сечения и от дистанции между опорами. Стойкость всей шинной системы находится в зависимости от стойкости к коротким замыканиям составляющих шин и адаптеров с разъединителями нагрузки и автоматами защиты. Если какое то из этих значений меньше, чем прогнозируемый ток короткого замыкания в месте установки, то перед сборными шинами нужно установить защитный токоограничивающий аппарат. Помимо этого, такой аппарат может быть использован как фидерный автоматический выключатель на самих сборных шинах.

Применение систем сборных шин позволяет значительно снизить затраты на монтаж в сравнении с обычными методами монтажа в шкафах и щитах. Это достигается благодаря следующим факторам:

  • Механический крепеж и электрическое соединение за одно установочное действие
  • Нет доступа к кабелям, применяется меньше клемм сборных шин
  • Двойное использование межшинного расстояния
  • Прозрачный конструктив
  • Простая и удобная замена отдельных составляющих или всей системы
  • Повышенная безопасность при эксплуатации вследствие применения крышек держателей и переходников с защитой от прикосновения к токоведущим частям
Читайте так же:
Трансформаторы тока для выключателей вэб

Все эти преимущества имеют особую эффективность тогда, когда нужно смонтировать большое количество отходящих линий с одними и теми же техническими характеристиками.

В линейке систем сборных шин 8US имеются сборные шины с межцентровым расстоянием 40мм и 60мм.

Система сборных шин 40мм применяется на производственных объектах и монтируется в распредшкафах и щитах, в системах энергораспределения с рабочими токами до 400А. Поперечные сечения сборных шин соответствуют рабочим токам и предлагаются с размерами: 12х5мм, 15х5мм, 12х10мм и 15х10мм. Система в базовом исполнении не рассчитана на использование крышек. Реализация защиты от прикосновения обеспечивается крышками сборных шин. Клеммы завершают набор компонентов этой системы.

Система сборных шин 60мм применяется в основном в энергораспределительных системах с высокими рабочими токами 630А и 1600А (шины специального профиля), шкафах управления, в частности щитах управления двигателями. Система сборных шин 60мм может проектироваться как базовая система без применения крышек. Поперечные шинные сечения варьируются от 12х5мм до 30х10мм, предусмотрены также шины с специальным профилем для больших токов. Благодаря различным адаптерам сборных шин для низковольтной аппаратуры серии SIRIUS, автоматов в литом корпусе серии 3VL, выключателей нагрузки серий 3KA и 3KL и откидных разъединителей с предохранителями серий 3NP1 и 3NP5 системы сборных шин 60мм можно конфигурировать в различных вариантах. Ассортимент устройств ввода питания, вводных и выводных зажимов, клемм и прочих принадлежностей делают применение данных систем сборных шин абсолютно универсальным. Шины специального профиля применяются в системах с рабочими токами до 1600А. По требованию можно использовать любой компонент системы сборных шин 60мм.

Соединительная шина для автоматов (подключение и выбор)

Собирая электрощиток, на имеющиеся в нем модульные автоматы ввод фазы осуществляется посредством шлейфов, состоящего из перемычек. Такой вид работы занимает много времени, требует приложения значительных трудовых затрат. Провода при этом с трудом помещаются в щитке, в них легко можно запутаться. Для упрощения процесса подключения однотипных модулей была изобретена специальная соединительная шина, часто называющаяся гребенчатой или просто гребенкой.

Как выполнялось подключение раньше?

При выполнении сборочных и монтажных работ в распредщитках часто возникают сложные ситуации, тем более, если речь ведется о подключении защитных приборов и их групп автоматов. Для упрощения и ускорения этих работ было придумано множество различных приспособлений. До относительно недавних пор при подключении множества автоматов к единой линии требовалось создавать несколько перемычек из провода с изоляцией требуемого сечения.

Шина для автоматов с перемычками из изолированного кабеля требуемого сечения

Шина для автоматов с перемычками из изолированного кабеля требуемого сечения

Этот метод соединения автоматов один к другому обладает весьма значительным минусом — при неисправности перемычки не будут обеспечены питанием и последующие автовыключатели. Такая проблема может возникнуть по причине недостаточно хорошо выполненного контакта перемычки и ее последующего перегорания.

К недостаткам соединений, выполненных при помощи самодельных перемычек, также следует отнести:

  • значительные временные затраты на монтаж, связанные с необходимостью замеров длины каждого отрезка кабеля, зачистке изоляции, опрессовывания концов;
  • неэстетичный вид щитка из-за слишком большого числа размещенных проводов;
  • помехи для монтажа приборов, крепящихся на DIN-рейке выше автоматов.
Читайте так же:
Ток мгновенного срабатывания автоматического выключателя

Возникновение подобных ситуаций можно исключить при помощи шин, созданных для соединения нескольких параллельно подключенных приборов УЗО либо автовыключателей.

Характеристики и виды

В зависимости от типа устройств, подлежащих подсоединению, шины разделяются на несколько типов в соответствии с числом полюсов, которых может быть:

  • 1;
  • 2;
  • 3;

В гребенке количество полюсов и количество пластин равны, при этом каждый вид соединителей используется для выполнения своих задач. К примеру, 1-полюсные изделия часто применяются для подсоединения однофазных выключателей, 4-полюсные подходят для трехфазных приборов.

Гребенки выпускаются с различным шагом — 18 м 27 мм. Изделия с меньшим расстоянием предназначены для установки автоматов с одним модулем, ширина которого равна 18 мм. Устройства с шагом 27 мм используются для подключения полуторамодульного автовыключателя.

Посредством шин может устанавливаться сразу группа автоматов, число выходов в изделиях составляет от 12 до 60 единиц. Именно по этой причине применение гребенок для подсоединения пары приборов нецелесообразно. Как правило, шины используются для сборки распредщитков с большим количеством соединений.

Для шин используются отводы двух типов:

  • штыревые, подходящие для большинства приборов;
  • вилочные, для которых требуется наличие специального зажима.

Совет №1: При подборе гребенок следует учесть все конструктивные особенности, потому как для каждого типа подключаемых приборов может соответствовать лишь определенная модель гребенки. При попытке установки шины, не соответствующей типу прибора, отводы не могут расположиться в гнезде полностью, определенная часть их будет снаружи, что может послужить предпосылкой к созданию опасной для человека ситуации.

Достоинства и недостатки соединительных шин

Применение соединительных шин имеет множество преимуществ:

  • значительное сокращение находящихся в распредщитке проводов, что не может не сказаться на аккуратности монтажа и внешнем виде щитков;
  • ремонт и обслуживание устройств, размещенных в щитке, существенно облегчается, потому как при этом упрощается отслеживание схемы их работы;
  • соединители могут выдержать нагрузку величиной до 63А;
  • обеспечивается высочайшая надежность и качество подключений, исключается нагревание контактов.

Также имеется и ряд недостатков:

  • для техобслуживания и проведения ремонтных работ необходимо отключение питания для всех приборов, что очень неудобно;
  • выполнение усовершенствования распредщитка — непростая задача, так как требуется замена шины либо монтаж перемычки, что негативно скажется на качестве соединения;
  • замена перегоревшего автовыключателя требует ослабления крепления клемм на каждом из приборов, в противном случае снять шину не получится;
  • по причине расхождений в установочных и габаритных отводах шин и автоматов от различных производителей, рекомендуется подбирать устройства одной и той же марки;
  • подключение автовыключателей посредством гребенки-соединителя обойдется в большую сумму, нежели использование изготовленных собственными силами перемычек;
  • применение гребенки для подсоединения одного или пары автоматов нецелесообразно, рекомендуемое минимальное количество приборов должно быть не менее шести.
Читайте так же:
Legrand выключатель однополюсный 220в 10а для скрытой установки

Процесс установки

При необходимости установки меньшего числа автовыключателей, чем находится на соединительной шине отводов, рекомендуется обрезать лишние провода.

Совет №2: Обрезку можно произвести любым имеющимся инструментом, даже ножовочным полотном по металлу. Шины и изолятор следует отрезать по отдельности, так как изолятор имеет немного большую длину, чем шина — на несколько сантиметров. Это поможет исключить возможность возникновения короткого замыкания.

К краям изоляторов следует поставить заглушки специальной конструкции, поставляющиеся в комплекте с шиной. При отсутствии заглушек допускается использование обыкновенной изоленты.

Процесс подключения гребенчатого соединителя не вызовет затруднений даже у непрофессионалов. Шина устанавливается поверх подлежащих подключению приборов. Каждый отвод должен быть помещен в соответствующее контактное гнездо.

При наличии лишних отводов их необходимо отрезать, используя любой имеющийся под рукой инструмент

При наличии лишних отводов их необходимо отрезать, используя любой имеющийся под рукой инструмент

Затем необходимо закрепить винты, крепящие клеммы контактов. От качество зажима зависит надежность соединения и последующая безопасность при эксплуатации шины, подключенных к ней приборов и всего распределительного щитка.

Подведение питания осуществляется на одном из окончаний гребенки, после чего можно начинать поочередное подключение потребителей.

Далее следует убедиться в правильности выполнения каждого подключения и подать электроэнергию к распредщитку. Работу можно считать законченной.

Подключение УЗО и дифавтоматов

В современных многоквартирных домах розеточные линии в обязательном порядке должны быть защищены посредством дифавтоматов либо УЗО. Проявляя заботу о членах своей семьи и близких людях, в распредщитке каждая линия должна быть обеспечена надежной защитой, не допускающей утечек тока.Читайте также статью ⇒ УЗО электронное или электромеханическое.

Такие защитные приборы можно легко подключить с использованием гребенок. Но процесс подключения несколько отличается от монтажа автовыключателей.

При установке УЗО посредством шин-соединителей гребенка при однофазном защитном приборе обязательно должна быть как минимум 2-полюсной. Такое требование связано с тем, что для питания УЗО необходимо подвести ноль и фазу.

Подключение УЗО посредством соединительной шины (гребенки) несколько сложнее, чем подключение дифавтомата

Подключение УЗО посредством соединительной шины (гребенки) несколько сложнее, чем подключение дифавтомата

Применение в таких случаях шины 1-фазной невозможно, так как она не подходит по причине того, что не сможет замкнуть одновременно ноль и фазу всех защитных приборов, расположенных в одном ряду. Отходящие зубья у таких гребенок должны располагаться через один, то есть шаг между гребенками должен равняться ширине автомата (одного модуля).

Подключение осуществляется достаточно просто. К примеру, требуется подключить два УЗО. Фаза при этом ведется к первой шине и зажимается в одной клемме с защитным устройством. Ноль следует подсоединить ко второй шине и зажать совместно на второй клемме прибора. Все УЗО, устанавливающиеся далее, также подсключаются к обеим гребенкам. Читайте также статью ⇒ Причины срабатывания дифавтомата.

Подключение УЗО к соединительной шине осуществляется достаточно быстро и просто

Подключение УЗО к соединительной шине осуществляется достаточно быстро и просто

Такое подключение очень удобно, потому как происходит быстрое соединение защитных устройств между собой. Для подключения нет необходимости изготавливать множество самодельных перемычек с обязательным соблюдением маркировки по цвету проводов.

Обзор производителей

Изготовлением шин занимается множество производителей, в том числе и с мировым именем. Краткий обзор наиболее популярных моделей с указанием примерной цены и основных характеристик приведен в таблице.

Читайте так же:
Bjc розетки bjc выключатели bjc iris

Число полюсов (фаз): 1

Число модулей: 60

Число модулей: 12

Сечение шины: 10 2

Расстояние: 17,6 мм

Типовые ошибки

Распространенной ошибкой, которую часто допускают неопытные электрики, является приобретение не подходящей по количеству полюсов и вводов шины.

Еще одной ошибкой, которая ведет к нерациональному использованию возможностей шины, является применение гребенки только для одного или двух автоматов, тогда как ее мощности хватает для целой группы защитных устройств.

Также часто шину с максимальной токовой нагрузкой в 63А подключают к линии, нагрузка тока которой превышает заявленную для гребенки.

Монтаж втычных автоматических выключателей Terasaki серии TemBreak2 (125-630А)

Разъемная система установки позволяет легко заменять корпус автомата MCCB без необходимости нарушения целостности присоединений. Могут использоваться сплошные проводники либо кабели с обжимающими кабельными наконечниками. Для того, чтобы смонтировать втычной автоматический выключатель нужно:

  • переход на втычной вариант автоматического выключателя (съемная часть втычного MCCB);
  • база втычного автомата (фиксированная часть для втычного MCCB).

Terasaki_12

Особенностью втычного варианта автоматического выключателя является наличие защитного замка разъемов. Корпус разъемного MCCB автоматически блокируется на основании при замыкании контактов (переключатель в положении ON). Выключатель нельзя вынуть, если контакты не находятся в изолированном положении (переключатель в положении OFF или TRIPPED). Данная система обеспечивает безопасное извлечение МССВ из основания.

Terasaki_TemBreak2_about2

Соединительные шины

Соединительные шины являются дополнительным оборудованием и могут быть установлены с фронтальной либо задней задней части.

Bозможные варианты установки и присоединения для разъемных оснований:

Монтаж на пластине основания, соединительные шины монтируются для переднего доступа. Изоляционные пластины поставляются в стандартном варианте и должны быть обязательно установлены.

Вывод проводников в различных направлениях. Соединительные шины для верхнего доступа устанавливаются вверху, а для заднего доступа — внизу.

Установка на монтажных шинах. Соединительные шины установлены для заднего доступа.

Монтаж втычных автоматических выключателей Terasaki серии TemBreak2 (800-1250А)

Втычные автоматические выключатели могут быть быстро заменены без необходимости нарушения целостности соединений. Могут использоваться сплошные проводники или кабели с обжимными кабельными наконечниками. Втычные автоматические выключатели представлены в типоразмерах 800A и 1250A.

TemBreak2_2

Для перехода на втычной вариант автоматического выключателя необходимо:
— набор для перехода на втычной вариант;
— съемное основание.

Степень защиты IP 20 (опция) и безопасное расцепление могут быть обеспечена на втычных автоматических выключателях при использовании в распределительных щитах и коммутационных панелях

Безопасное расцепление (стандарт расцепление при снятии съемной части втычного автомата). Автоматический выключатель автоматически перейдет в состояние TRIP (расцеплено) при попытке снять его в положении ON. Автоматический выключатель невозможно вставить назад, если он находится в положении ON.

Соединительная шина для автоматов — гребенка

При сборке электрощитов ввод фазы на рядом стоящие модульные автоматы приходится делать при помощи шлейфа, составленного из перемычек. Данный процесс является трудоемким, провода занимают много места и в них легко запутаться.

Читайте так же:
Резисторы потенциометры переменные с выключателем

Чтобы упростить подключение однотипных модулей, стоящих в ряд, была придумана гребёнчатая соединительная шина, на сленге электриков называемая гребёнкой.

Характеристики гребёнчатых шин

Принцип действия данного электромонтажного приспособления прост – цельнолитая медная пластина в негорючей пластиковой изоляции, с отводами, расположенными соответственно размерам модулей, вставляется в монтажные гнёзда автоматов и фиксируется зажимными винтами.

В зависимости от типа подключаемых модулей (однофазные, фаза + ноль, трёхфазные, три фазы + ноль), выпускаются гребёнки с соответствующим количеством шин внутри защитного пластикового корпуса, маркируемые следующим образом:

  • Однополюсные (L1) – 1Р;
  • Двухполюсные (L+N или L1+L2) – 2Р;
  • Трехполюсные (L1+L2+L3) – 3Р ;
  • четырехполюсные (L1+L2+L3+N) – 4Р.

Количество отводов в данных гребёнках стандартизировано:

  • 12;
  • 24;
  • 36;
  • 48;
  • 60.

Поперечное сечение наиболее популярной шины составляет 16мм², с расчётом на ток до 63А.

Подключение модулей при помощи гребёнок

При подключении необходимо до предела отвинтить все подключаемые зажимы на модулях, после чего вставить гребёнку и закрутить винты, придерживая каждый автомат, чтобы его не перекосило.

Подвод питающего провода вставляется в крайнее (или любое другое) монтажное гнездо и зажимается вместе с отводом шины.

Для этих целей также выпускаются отдельные клеммы.
Если требуется подключить меньшее количество модулей, то ненужную часть гребёнки отрезают. На пластиковом корпусе у некоторых изделий наносится рисунок, как это делается.

Также в защитном коробе для этих целей предусмотрены прорези. Нужно немного сдвинуть шину при обрезке, чтобы потом образовался выступ изоляции с обеих сторон – данная мера предотвратит поражение при случайном касании торца гребёнки, которую дополнительно изолируют при помощи заглушки или изоленты.

Следует очень скрупулезно очистить гребёнку от металлической стружки после обрезки во избежание короткого замыкания между шинами, поэтому рекомендуется вынимать их из короба и обрезать все части отдельно.

Особенности устройства гребёнок

У гребёнок, у которых больше чем один полюс, отводы на шинах изогнуты таким образом, чтобы все они находились в одной плоскости, тем самым обеспечивая возможность подключения.

У соединительных шин имеются два типа отводов:

  • Штыревые, подходящие практически для любого модульного автомата;
  • Вилочные, предназначающиеся для подключения в специальный зажим под затягиваемый винт. Данный зажим имеется не у всех модулей, поэтому следует быть внимательным, выбирая изделие. kak_podklyuchit_avtomaticheskij_vyklyuchatel_как_подключить_автоматический_выключатель_14_fedaf294ddec2696825e24b9041d87e9

Недостатки

Недостатком данного соединительного устройства является трудность, а иногда и невозможность подключения модульных автоматов от разных производителей, у которых отличается высота модуля – меньший автоматический выключатель просто не достанет до отвода.

Также наблюдаются трудности при замене автомата – приходится обесточивать всю группу, и попускать все зажимные винты, чтобы приподнять гребёнку, а иначе невозможно будет снять модуль с DIN рейки.

Поэтому, чтобы обеспечить возможность «горячей» замены, многие электрики монтируют гребёнку не вплотную к автоматам, а с промежутком, достаточным, чтобы приподнять заменяемый модуль.

Чтобы добавить автомат нужно использовать перемычки, или менять шину.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector