Aviatreid.ru

Прокат металла "Авиатрейд"
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разрядный ток

разрядный ток

разрядный ток — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN discharge currentdrain … Справочник технического переводчика

разрядный ток — iškrovimo srovė statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. discharge current vok. Entladestrom, m; Entladungsstrom, m rus. разрядный ток, m; ток разряда, m; ток разрядки, m pranc. courant de décharge, m … Automatikos terminų žodynas

разрядный ток — iškrovimo srovė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. discharge current vok. Entladestrom, m; Entladungsstrom, m rus. разрядный ток, m pranc. courant de décharge, m … Fizikos terminų žodynas

разрядный ток — išlydžio srovė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. discharge current vok. Entladestrom, m; Entladungsstrom, m rus. разрядный ток, m pranc. courant de décharge, m … Fizikos terminų žodynas

разрядный ток импульсной лампы — разрядный ток Электрический ток в цепи основных электродов импульсной лампы во время разряда накопительного элемента. [ГОСТ 16803 78] Тематики лазерное оборудование Синонимы разрядный ток … Справочник технического переводчика

разрядный ток конденсатора — Ток, проходящий через конденсатор при его разрядке. [ГОСТ 21415 75] Тематики конденсаторы для электронной аппаратуры EN discharge current DE Entladestrom FR courant de décharge … Справочник технического переводчика

разрядный ток ОПН — Импульс тока, который течет через ОПН [ГОСТ Р 52725 2007] EN discharge current of an arrester impulse current which flows through the arrester [IEC 60099 4, ed. 2.0 (2004 05)] FR courant de décharge d'un parafoudre onde de courant qui… … Справочник технического переводчика

разрядный ток данного режима разряда — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN time rate … Справочник технического переводчика

Разрядный ток конденсатора — 59. Разрядный ток конденсатора D. Entladestrom E. Discharge current F. Courant de décharge Ток, проходящий через конденсатор при его разрядке Источник: ГОСТ 21415 75: Конденсаторы. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

разрядный ток ОПН — 3.17 разрядный ток ОПН: Импульс тока, который течет через ОПН. Источник: ГОСТ Р 52725 2007: Ог … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

номинальный разрядный ток разрядника — Максимальное значение грозового разрядного тока, имеющего форму волны 8/20 мкс, которое используется для классификации разрядника. Номинальный разрядный ток используется также для возбуждения сопровождающего тока во время рабочих испытаний [ГОСТ… … Справочник технического переводчика

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Плотность разрядного тока такой лампы составляет десятки а / см2, что значительно превышает плотность тока в высоковольтных лампах. Поэтому низковольтные лампы не только удобнее в обращении, но и дают большую яркость спектра. По данным ряда авторов ( см. например, [10.11]) лампы, заполненные дейтерием, обладают большей яркостью сплошного спектра, чем водородные с теми же параметрами.  [2]

Плотности разрядного тока в пропиленкарбонатных растворах пока ограничены приблизительно 1 ма. В отличие от NiF2 — и А § Р2 — электродов, в литературе отсутствуют сведения о заряжаемости СиР2 — электрода.  [3]

Плотность разрядного тока такой лампы составляет десятки а / см2, что значительно превышает плотность тока в высоковольтных лампах. Поэтому низковольтные лампы не только удобнее в обращении, но и дают большую яркость спектра.  [5]

Соответственно по мере увеличения напряженности поля рост плотности разрядного тока все сильнее замедляется ( см. рис. 20.5), пока, наконец, не прекращается совеем. Такое же явление насыщения наблюдается в случае термоэлектронного тока в вакууме ( ем.  [6]

Значительная яркость этих ламп достигается за счет повышения плотности разрядного тока при низкой плотности паров ртути. Эти лампы характеризуются следующими данными. Они изготовлены из стекла и по своим габаритам подходят к стандартному осветителю из комплекта ИСП-51. Они имеют жидкие ( ртутные) электроды и иногда наполняются еще некоторым количеством гелия для облегчения зажигания. Охлаждение электродов проточной водой позволяет регулировать плотность паров ртути. Благодаря низкому давлению ртутных паров, возбуждающая линия, 4358 Л в несколько раз уже, чем в лампах ПРК-2, что чрезвычайно важно для чисто научных исследований. Самое важное для аналитических работ — ничтожно малый фон, который в 100 — 200 раз меньше, чем у лампы ПРК-2 в паспортном режиме. Такой малый фон позволяет резко повысить чувствительность и точность анализа.  [8]

Необходимое время тренировки зависит от скорости струи, диаметра разрядной трубки, плотности разрядного тока . Разумеется, для ускорения тренировки выгодно увеличивать разрядный ток и скорость потока по сравнению с теми, которые выбраны для анализа.  [9]

Концентрация электронов и их температура непосредственно связаны с давлением газа в трубке и плотностью разрядного тока .  [11]

Читайте так же:
Схема включения розетка лампа выключатель

Другим существенным фактором, определяющим протекание разряда, служит разогревание электродов, обусловливаемое плотностью разрядного тока . При прочих равных условиях при малой плотности тока разряд не выходит за пределы тлеющего разряда. При большой плотности тока очень трудно предотвратить переход разряда в дуговой.  [12]

Диапазон давлений натриевых паров 10 — 5 — 10 — 4 мм рт. ст., плотность разрядного тока не превышала 10 — 2 ма / см2 — при этих условиях процессы ступенчатого возбуждения практически отсутствовали.  [13]

Диапазон давлений натриевых паров 10 — 5 — 10 — 4 мм рт. ст., плотность разрядного тока не превышала 10 2 ма / см2 — при этих условиях процессы ступенчатого возбуждения практически отсутствовали.  [14]

Температурный коэффициент емкости, как видно из табл. 42, с уменьшением температуры и увеличением плотности разрядного тока повышается.  [15]

Разрядное устройство для автомобильного аккумулятора

Чтобы автомобильный аккумулятор работал дольше, а также для определения остаточной емкости и восстановления, его надо периодически полностью разряжать.

разрядное устройство для аккумуляторов

Представленное здесь разрядное устройство позволяет производить измерение емкости аккумуляторов, как новых так и Б/У. Описание принципа работы схемы разрядки аккумулятора в конце страницы.

А сначала немного «теории»:

Срок службы батареи зависит от условий ее эксплуатации и определяется не годами или месяцами работы, а количеством циклов заряд-разряд. Количество этих циклов уменьшается с увеличением глубины разряда батареи и времени пребывания ее в разряженном состоянии. Нахождение АКБ в разряженном или слабо заряженном состоянии вызывает необратимые последствия и снижает срок ее службы. Срок службы аккумуляторов в годах – значение очень приблизительное, рассчитанное для «тепличных» условий работы. В рекламе может быть написано, что срок службы аккумуляторов составляет 10 лет, но не указано, что этот срок будет реальным при пяти циклах заряда-разряда в месяц и глубине разряда 30-40%. Надо также учитывать, что в процессе работы уменьшается емкость аккумулятора. Признаками окончания срока службы аккумулятора являются уменьшение времени заряда (быстрый рост напряжения) и быстрый разряд. Характеристики АКБ производители дают при температуре 20 — 25 °С. При эксплуатации за рамками этих температур характеристики меняются в худшую сторону.

В настоящее время существует большое количество типов батарей имеющих свои зарядно-разрядные характеристики, но подавляющее большинство типов автомобильных аккумуляторов считается полностью разряженными, когда напряжение на нагрузке упадет до 10,2 вольта – по 1,7 вольта на каждой банке.

разрядная характеристика

Таким образом, конечное напряжение автомобильной АКБ, как правило, равно 1,7 Вольт на элемент и для 12-ти вольтовой автомобильной батареи составляет 10,2 вольта; для 6-ти вольтовой — 5,1В; для 24-х вольтовой — 20,4В. Максимальное напряжение кислотных АКБ должно быть 2,5 В на элемент, 15 В для 12-ти вольтовой батареи.

На степень заряженности влияет множество факторов, и точно ее могут определить только специальные разрядные устройства с встроенным микропроцессорным контроллером.

разрядное устройство

В промышленных разрядно-диагностических устройствах рекомендуют токи разряда, составляющие одну пятую часть от номинальной емкости АКБ (получается делением емкости батареи на 5): Пример: при емкости 60 Ач, рекомендуемый ток разряда = 12 А. Такие устройства с микропроцессорными контроллерами имеют расширенные функции по восстановлению и проверке работоспособности АКБ.

Самый простой, но очень приблизительный метод определения степени заряженности «не убитого» стартерного аккумулятора с жидким электролитом состоит в измерении цифровым вольтметром напряжения на клеммах аккумулятора. Измерение производят после выдержки отключенной от всех нагрузок АКБ не менее двух -трех часов: 100% — 12.70 Вольт; 80% — 12.46V; 60% — 12.28V; 50% — 12.20 V; 40% — 12.12; 30% — 12.04; 20% — 11.98; 10% — 11.94 Вольт.

Как можно разрядить автомобильный аккумулятор

Самый простой вариант разрядки в домашних условиях – это подключение к аккумулятору вольтметра и нагрузки. В качестве нагрузки используют 3-5 автомобильных ламп накаливания указателя поворотов мощностью 21 Вт включенных параллельно, либо одну ближнего света на 55-60 Вт. Купить такие лампы пока-что можно очень дешево, ипользуя самые неходовые, например двухспиральные 21+5(4) Ватт.

Перед разрядкой аккумулятор надо зарядить.

Внимание! Подключенные к аккумулятору лампы имеют высокую температуру, что может привести к ожогам или оплавлению окружающих предметов.

Лампы размещают на диэлектрической поверхности с низкой теплопроводностью, например на кафельной плитке.

узнать емкость аккумулятора

При использовании в качестве нагрузки трех ламп на 21 ватт, включенных параллельно средний ток разряда составляет 4,5 А, для четырех ламп средний ток составит 6А. Теперь самое главное не пропустить момент, когда показания на вольтметре достигнут 10,2 – 10, 5 вольт, а это значит, что аккумулятор разряжен полностью – надо быстро отключить нагрузку и подключить его к зарядному устройству.

Если засечь время от начала разряда до конечного напряжения, то можно рассчитать емкость аккумулятора , умножив время (в часах) на средний ток разряда (в амперах).

Читайте так же:
Подключение лампочки параллельными выключателями

Главный недостаток такого способа разряда в необходимости постоянного контроля показаний вольтметра: в конце разряда напряжение на АКБ уменьшается очень быстро и, если пропустить момент отключения, то можно «убить» аккумулятор. Поэтому и было сделано это простое автоматическое разрядное устройство, которое отключает нагрузку при полном разряде и фиксирует время разряда. Остается умножить время на средний ток и реальная емкость АКБ известна. Есть, конечно, один ньюанс: аккумулятор заряжен не полностью (зависит от зарядного устройства) и расчетная емкость будет ниже фактической. Поэтому после зарядки лучше измерить плотность электролита (при темрературе 20-25 градусов). Эта процедура должна производиться с особой аккуратностью и не пригодна для необслуживаемых АКБ. Напряжение заряженной ячейки в состоянии покоя в разомкнутой цепи при плотности 1,26 кг/дмз составляет 2,1В.

Описание схемы, конструкция и настройка разрядного устройства для аккумуляторов

Схема собрана на макетной плате.

как полностью разрядить аккумулятор

R1 – 1…4k7; R2 – 2k; R3 – 1k; R4 – 430; R5 – 100; R6 – 560; R7 – 3k9; C1, C2 – 0,1…0,33; K1 – CMA3 12VDC (792H) 30A; K2 – РГК15.3 (5-6v); DA1 – 7806; DA2 – LM324A; VT1 – кт972А. Вместо реле К2 можно поставить любое маломощное реле на 12 Вольт, подключив его параллельно нагрузке.

как проверить емкость аккумулятора

В качестве таймера разряда можно использовать любой кварцевый электро-механический будильник или настенные часы с питанием от батарейки АА. Для этого надо подключить маломощное реле на 12 вольт и контактом разрывать питание электромеханических часов, предварительно установив стрелки на 12 часов. После полного разряда реле отключится, часы остановятся и покажут время разряда. Контакт реле К2 с помощью проводов припаивается к кусочку двухстороннего стеклотекстолита, на одной стороне которого сделана фаска, чтобы его легко можно было вставить между батарейкой и контактом в часах.

как определить емкость аккумулятора

Rн — две автомобильные лампы накаливания: одна на 55Вт, другая на 21Вт. Лампа на 21 Вт включена постоянно и ипользуется для тренировки и определения емкости аккумуляторов от ИБП на 12 вольт емкостью 7-12 A/h, а лампа на 55Вт подключается тумблером, средний ток разряда составляет 6 А и в таком режиме происходит диагностика и восстановление АКБ емкостью 55-75 Ампер-часов.

прибор для измерения емкости аккумулятора

Кнопка S1 служит для запуска процесса разряда, цепочка R1 — VD1 нужна для настройки разрядного устройства от маломощного регулируемого источника питания при отключенных нагрузочных лампах. Стабилизатор DA1 служит для создания опорного напряжения, питания компаратора DA2 и реле K2. Делители напряжения R2 – R3 и R4 – R5 – R6 определяют порог отключения нагрузки от аккумулятора. Транзистор VT1 — ключ включения/отключения реле К1. Компаратор DA2 управляет включением/отключением нагрузки при заданном напряжении (10,2В) на аккумуляторе. На делителе R2-R3 напряжение в три раза меньше напряжения на аккумуляторе, то есть при Uakk = 10,2 V напряжение на выводе 12 DA2 составляет 3,4 вольта и это пороговое напряжение нужно выставить с помощью R5 на выводе 13 DA2.

Сделать стабилизатор тока разряда не составляет технических трудностей, но для тренировки АКБ и определения емкости с погрешностью 10% достаточно мощность ламп нагрузки разделить на 12 вольт и умножить на 0,9. Это будет средний ток разряда, который надо умножить на время разряда. Так, для данного устройства, мощность ламп составляет 76Вт, ток при 12 В будет 6,33 А, плюс ток, потребляемый схемой (в основном обмотка К1) порядка 0,2 А. 6,53 В умножаем на 0,9 и получаем 5,87 А. При времени разряда 10 часов емкость аккумулятора 58,7 А/час, при времени 6 часов — около 35 А/часов.

Для настройки необходим цифровой мультиметр и регулируемый источник постоянного напряжения

Процесс настройки заключается в следующем:

Параллельно кнопке и контакту реле К1 подключается тумблер или устанавливается перемычка,
Схема с отключенными лампами нагрузки подключается к регулируемому стабилизированному блоку с выходным током > 0,3A. В таком варианте основным потребителем является обмотка реле К1 с током потребления 0,15…0,25 А в зависимости от типа.
К выходу БП подключается цифровой мультиметр и выставляется напряжение 10,2 вольта. Резистором R5 достигается срабатывание реле.
После этого напряжение БП многократно изменяется в диапазоне 9 -11 вольт и резистором R5 порог срабатывания подгоняется до 10,2 В +/- 0,1В. Далее тумблер или перемычка удаляются, на БП устанавливается напряжение 12В, нажатие на кнопку должно включить реле. Медленно уменьшая напряжение, убедитесь, что отключение реле К1 происходит при напряжении 10,2 вольта. Теперь подключите лампы к схеме.

ток разрядки

Схема регулируемого блока питания собрана на LM317T в стандартном включении. Единственное отличие – два переменных резистора, один для грубой, другой для точной регулировки напряжения. Резистор номиналом 680 Ом устанавливают в среднее положение, резистором 6,8 кОм выставляется напряжение 10,2 вольта. При этом напряжении диапазон регулировки «точного» резистора +/- 1,3 вольта.

Читайте так же:
Стабилизатор тока для светодиодных ламп автомобиля

Порядок работы с устройством
1) Замерьте напряжение на АКБ. Если напряжение меньше 11 вольт, произведите подзарядку.
2) Установите стрелки электромеханических часов на 12:00
3) Подключите аккумулятор к разрядому устройству соблюдая полярность.
4) Нажмите кнопку «Старт». Загорится светодиод и нагрузочные лампы.
5) Разряд прекратиться, когда напряжение АКБ достигнет конечной величины.
Следует знать, что напряжение разряженной батареи будет возрастать после отключения нагрузки, поэтому при нажатии кнопки старт через некоторое время после автоматического отключения разрядка опять сработает, но будет продолжаться очень короткое время.
6) Разрядка может быть временно приостановлена отключением одной из клемм.
7) После первого цикла разряда произведите полный заряд АКБ током, величиной 1/10 емкости аккумулятора.
8)Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть в пределах 18…27°С.
9) Повторите пункты 2), 3), 4)
10) После прекращения разряда определите фактическую емкость АКБ перемножением среднего тока нагрузки на время разряда.
11) Обязательно произведите полный заряд!!
Окончательный полный заряд автомобильных батарей производится нормальным зарядным током с соблюдением всех правил, с доводкой плотности электролита в конце заряда.
Если фактическая емкость аккумулятора менее 50%, чем заявленная производителем, будьте готовы к замене аккумулятора

Каталог радиолюбительских схем

Известно, что в процессе эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей необходимо время от времени делать профилактические зарядно-разрядные циклы, чтобы предотвращать сульфатацию пластин и тем самым увеличивать срок их службы. Существует и немало устройств, в том числе самодельных (см. журнал “Моделист-конструктор” № 9— 11, 2001), посредством которых аккумулятор вначале разряжается до 10,5 В током 1/20 от его емкости, а затем напряжение на его клеммах доводится в ходе зарядно-разрядного цикла до 14,2—14,5 В. И соотношение зарядно-разрядной составляющих тока здесь в большинстве своем поддерживается чуть ли не идеальное — как 10:1, а длительностей импульсов заряд-разряд — как 3:1, но.

Меня (да, наверное, и многих других автолюбителей, не говоря уже о профессионалах) не могут удовлетворять массивность трансформаторов и крупногабаритность радиаторов, присущих конструкциям данных устройств. Похоже, что миниатюризация и иные черты прогресса, бурно проявляющиеся, скажем, в телевизионной и компьютерной технике, почти не угадываются в той аппаратуре, которую отечественный рынок выдает за “современную разрядно-зарядную, десульфатизирующую”.

Отчаявшись найти готовую разработку с нужными мне параметрами, создал свою. Ее основные характеристики: ток заряда регулируется переменным резистором, выведенным на лицевую панель, в интервале от 2,5 до 7 А. Значит, требуемая зарядно-разрядная составляющая 1:10 может легко устанавливаться для большинства из эксплуатируемых аккумуляторов. Ток разряда фиксированный, равный 2.5 А (определяется электрическими параметрами лампы EL2). Ну а ток разряда в режиме десульфатации составляет 0,65 А (зависит от лампы EL1).

Время заряда равно 17 с, а разряда — 5 с. То есть соотношение длительности импульсов заряд-разряд приблизительно соответствует рекомендуемому 3:1. Однако этот параметр можно изменять подбором резисторов R35 и, соответственно, R36. Потребляемая мощность зависит от устанавливаемого тока заряда и равна примерно 30—90 Вт. Юстировка пороговых компараторов осуществляется подстроечными резисторами: R34— нижний предел (10,5 В) и R31 — верхний предел (14,5 В). Устройство питается от аккумулятора и от бытовой энергосети напряжением 180—250 В.

Когда переключатель SB2 находится в положении ЗАРЯД (см. принципиальную электрическую схему), контроль за аккумулятором отсутствует, разряд невозможен. В этом режиме при включенной сетевой кнопке SB1 блок работает как обычное зарядное устройство с регулировкой зарядного тока. С установкой переключателя SB2 в режим ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ осуществляются поочередная зарядка и разрядка аккумулятора.

При нажатии на кнопку ПУСК (SB3) происходит первоначальная разрядка током 2,5 А до напряжения 10,5 В, а затем — зарядка десульфатирующим способом до напряжения 14,2—14,5 В, после чего устройство, находясь в режиме ОДНОКРАТНО, автоматически отключается. Если же кнопочный переключатель SB4 находится в положении МНОГОКРАТНО, процесс разрядки-зарядки повторяется сколь угодно, что является необходимейшим условием для “лечения” аккумулятора.

“Стандартное” электропитание (220 В, 50 Гц) устройства осуществляется через плавкий предохранитель FU1 и фильтр L1C1C2, предотвращающий от проникновения радиопомех в сеть. Поступающее переменное напряжение выпрямляется диодным мостом VD1—VD4 и сглаживается конденсаторами С4, С5. Присутствие резистора R2 диктуется необходимостью ограничивать ток во время зарядки конденсаторов. Оптроном VU1 контролируется наличие напряжения в сети или, когда оно отсутствует, обеспечивается блокировка (по выв.9 логического элемента DD2.3) режима разряда аккумулятора.

Далее. Если подсоединить аккумулятор, то на выв.3 двухпорогового компаратора DA2 установится напряжение высокого уровня (логическая “единица”). Значит, откроется полупроводниковый триод VT6 и засияет светодиод HL1 ИНДИК. ЗАРЯДА. А низкий уровень (логический “нуль”), появившийся на коллекторе этого транзистора, поступит на выводы 9 DD1.3 и 13 DD1.4 и обеспечит тем самым разблокировку низкочастотного генератора. Скважность импульсов предопределят величины сопротивлений резисторов R36 (заряд) и R35 (разряд), а частоту — номинал емкости С18.

Читайте так же:
Ток в неоновых лампочках

На выв.10 логического элемента DD1.3 во время заряда аккумулятора устанавливается лог.1, блокируя транзистором VT3 высокий порог (14,2 В) компаратора DA2. Использование данного алгоритма обуславливается тем, что сравнение с поименованным выше порогом должно происходить только в режиме разряда, чтобы не допускать срабатывания компаратора с недоза-ряженным аккумулятором. Тот же высокий уровень через оптрон VU2 и транзистор VT1 запускает преобразователь напряжения.

В момент разряда появляется на выв. 10 DD1.3 напряжение низкого логического уровня. Это создает благоприятные условия для блокировки преобразователя, а также для установления лог.1 на выв.11 DD1.4. В результате срабатывает электронный ключ, собранный на транзисторах VT4, VT5, и происходит разряд аккумулятора через лампу накаливания EL1. Завышенные электрические параметры последней (24 В, 21 Вт) предотвращают ее преждевременное перегорание.

Нажатие на кнопку SB3 ПУСК приводит к установлению напряжения низкого логического уровня на выходе компаратора (выв.З DA2). Транзистор VT6 при этом закрывается; блокируется генератор, собранный на ИМС DD1, а также электронный преобразователь напряжения; устанавливается лог.1 на выв.З RS-триггера, включающего в себя ячейки DD2.1, DD2.2 микросхемы К561ЛА7. И если сетевое напряжение присутствует, то на входах логического элемента DD2.3 —лог. 1 и, соответственно, на выходе DD2.4 — напряжение высокого уровня. Последнее вызывает срабатывание транзисторного ключа (VT7, VT8). В результате начинают светиться полупроводниковый HL2 ИНДИК. РАЗРЯДА и лампа накаливания EL2 (12 В, 30 Вт); аккумулятор разряжается до напряжения 10,5 В. Затем срабатывает “низкий” компаратор (DA2 с резисторами R33, R34), на выходе которого устанавливается вновь лог.1, повторяя тем самым цикл заряда.

При достижении напряжения 14,2 В срабатывает “высокий” компаратор (DA2 с резисторами R31, R32). И если кнопочный переключатель SB4 находится в положении ОДНОКРАТНО, то светодиод HL2 гаснет, а устройство устанавливается и работает в ждущем режиме. Но когда SB4- в положении МНОГОКРАТНО, тогда аккумулятор вновь включится на заряд и контрольно-тренировочный цикл будет повторяться сколь угодное число раз.

Емкости С19, С20 необходимы для защиты от помех, а также для некоторой задержки срабатывания компараторов при переходных процессах. Электронный стабилизатор DA3 необходим для защиты микросхем при кратковременном пропадании контакта на клеммах аккумулятора, так как напряжение на выходе преобразователя в режиме холостого хода увеличивается до 25 В.

Для улучшения эксплуатационных характеристик устройства(в том числе снижения его массы до 900 г и доведения размеров корпуса до минимальных 80x80x150 мм) рекомендуется ввод дополнительного субблока в конструкцию, с установкой малогабаритного вентилятора. Это своего рода мини-система принудительного охлаждения для данной аппаратуры, обеспечивающая должную надежность мощным полупроводниковым приборам даже при использовании малогабаритных радиаторов: дюралюминиевой пластины 80x65x5 мм — для VD9 и VD10, а ребристого теплоотвода, укороченного до 30x22x15 мм —для VT2. Остальная «электроника» устройства, включая транзисторы VT5 и VT8, безотказно работает в допустимых режимах и без каких бы то ни было радиаторов.

Топология монтажных плат I и II (масштабное изображение со стороны радиодеталей и со стороны печатных проводников)

Теперь о других особенностях конструкции. В преобразователе применены самодельные дроссели и трансформатор. Обмотка L1 — это 15-20 витков на феррите Н2000НМ К20х16х6 в два провода НГТФ-0,25. В качестве магнитопровода для Т1 использован феррит Ш 11,5×14,5 от дросселей строчной развертки, уже отработавших свое в телевизорах УПИМЦТ. Обмотки, разумеется, нужны новые. I и II выполнены в два, a III — в семь проводов. То есть первичная обмотка у Т1 должна содержать в себе 91 виток (ПЭВ2-0,5х2), вторичная — четыре витка того же провода. А в качестве последней, третьей обмотки нужно лишь девять витков (ПЭВ2-0,6х7).

Качеству намотки следует уделить особое внимание. Витки должны быть уложены аккуратно, без перехлестов; между рядами необходимо проложить бумагу. Если последний ряд какой-либо обмотки грозит оказаться заполненным не до конца, то надо распределить оставшиеся витки равномерно.

Чтобы впоследствии не возникало путаницы, нелишне сразу же пометить начало и конец каждой из обмоток. Но можно воспользоваться следующей, хорошо зарекомендовавшей себя на практике методикой. Особенно, когда время для пометок, казалось бы, упущено и трансформатор уже готов к установке в ту или иную конструкцию.

На первичную обмотку следует подать контрольное напряжение с низкочастотного генератора (10—15 В, 5—15 кГц). Произвольно приняв за “начала” и “концы” остальные выводы, цифровым вольтметром в режиме работы в цепях переменного тока находят истинные обмотки и фиксируют значение U для каждой из них.

Читайте так же:
Одна лампочка с двух клавиш выключателя

Затем к концу первичной обмотки временно подключают вторичную. Замеряют напряжение относительно заведомо известного начала “первички” и неприсоединенного “конца” исследуемой пары выводов.

Если прибор фиксирует в данном эсперименте возросшее значение U, то временно подключенный вывод и есть истинное начало, а подсоединяемый (бывший ранее свободным) — конец обмотки. И наоборот, заниженное напряжение свидетельствует о том, что принятые произвольно наименования исследуемой пары выводов необходимо поменять на их антиподы. Аналогичным же образом определяют начало и конец третьей обмотки. Во время сборки трансформатора надо предусмотреть фиксированный зазор 1,3 мм, проложив между магнитопроводом и “симбиозом” бескаркасных обмоток кусочки картона. В качестве измерителя тока рекомендуется использовать стрелочный М4761 (им оснащались когда-то катушечные магнитофоны) с самодельным шунтом R26 — отрезком нихромового провода (диаметр 2 мм, а длина — исходя из требуемого сопротивления 0,1 Ом). Перед монтажом такой прибор необходимо аккуратно вскрыть и сместить стрелку в середину шкалы, чтобы потом, в ходе работы устройства была возможность наблюдать как заряд, так и разряд аккумулятора.

Примененные в конструкции диоды в большинстве своем — типа КД226 с любым буквенным индексом в конце наименования. В качестве VD8 рекомендовано использование КД206Д или аналога, рассчитанного на напряжение 600—800 В, прямой средний ток силой 1,7 А и частоту не менее 30 кГц. Диоды VD9, VD10 в авторском варианте — КД213А (КД213Б). Но, как показала практика, их для большей надежности желательно заменить диодами Шоттки КД2997А (КД2997Б) или КД2999А (КД2999Б).

Оптроны VU1, VU2 типа АОТ127. Важно, чтобы напряжение изоляции было не ниже 500 В. Вместо транзисторов КТ315, указанных на принципиальной электрической схеме, приемлемы любые из серий КТ312, КТ316, КТ3102, рассчитанные на работу в устройствах с напряжением 30 В. Транзистор VT5 — КТ801А (КТ801Б), другие типы полупроводниковых триодов здесь нежелательны. А вот на месте VT8 приемлем КТ819 с любым буквенным индексом в конце наименования.

Самодельное устройство выглядит не хуже промышленного:
1,2 — клеммы; 3 — стрелочный индикатор разряда-заряда; 4 — кнопка включения устройства в бытовую сеть; 5 — кнопка ПУСК; 6 — переключатель ОДНОКРАТНО-МНОГОКРАТНО; 7 — переключатель ЗАРЯД-ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ; 8 —ручка регулятора ТОК ЗАРЯДА; 9 — светодиод ИНДИК.РАЗРЯДА; 10 — светодиод ИНДИК.ЗАРЯДА; 11 —вентилятор системы принудительного охлаждения; 12 — монтажная плата II; 13 — пластина охлаждения и радиатор; 14 — отсек ламп накаливания; 15 — монтажная плата I

Вентилятор применен от IBM компьютера: GI-486-12v. Подстроечные резисторы R31, R34 — многооборотные СП5-2, а регулировочный R14 —типа СПЗ-4ам. В качестве постоянных резисторов приемлемы МЛТ и их многочисленные аналоги, соответствующие мощности рассеивания и номиналы условно обозначены на принципиальной электрической схеме. В роли конденсаторов С1, С13 и С14 как нельзя лучше подойдут К78-2, на месте С2, СЗ успешно сработают К15-5, рассчитанные на напряжение не ниже 600 В, С4 и С5 — по 100 мкФ с UHOU = 400 В или один 220-микрофарадный 400-вольтный К50-32. Остальные электролитические конденсаторы — широко распространенные К50-35, а неполярные — любого типа.

Устройство собрано на двух печатных платах 111x75x2 мм из двусторонне фольгированного текстолита или гетинакса. Жесткая их фиксация в корпусе достигнута посредством алюминиевого уголка — к передней панели, а с помощью пластины охлаждения и радиаторов — к стенкам прочного металлического корпуса, имеющего в верхней части вентиляционные отверстия, а сзади — отсек под лампы накаливания. Все располагается так, чтобы захваченный сверху воздушный поток обдувал радиатор транзистора VT2, резисторы R20—R22, проходил через отверстия пластины-радиатора диодов VD9, VD10, охлаждая сами вентили, а затем — и лампы накаливания EL1, EL2, после чего беспрепятственно покидал бы блок в задней его части.

Если монтаж выполнен в строгом соответствии с принципиальной электрической схемой и из заведомо исправных радиодеталей, то устройство, как правило, начинает работать сразу. Однако пренебрегать юстировкой пороговых компараторов в большинстве случаев, думается, не стоит. Да и алгоритм выполнения такой операции довольно прост.

Вначале вывертывают из патронов лампы накаливания EL1 и EL2 (чтобы снизить нагрузку) и подсоединяют к регулируемому блоку питания клеммы устройства, выведенные на лицевую панель. Выставив на блоке питания 10,5 В, подстроечным резистором R34 добиваются появления свечения HL1 — ИНДИК. ЗАРЯДА. Затем устанавливают напряжение 14,2 В, и регулировкой “подстроечника” R31 достигают того момента, когда HL1 выключится. После этого ввинчивают в патроны лампы накаливания (EL1, EL2) и. Импульсное автоматическое разрядно-зарядное устройство можно с полным основанием считать настроенным и готовым к надежной работе!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector