Aviatreid.ru

Прокат металла "Авиатрейд"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выполнить разбор слова по составу

Выполнить разбор слова по составу

Разбор слов по составу (или морфемный анализ) — это один из типов лингвистического анализа, при котором определяется состав слова и его структура.

Морфемный анализ играет большую роль в русском языке.

Разбор слова по составу является основополагающим при правописании слов. Объясняется это тем, что большая часть правил русского языка зависит от того, где стоит проверяемая буква.

Например, правописание букв «о» и «ё».

Чтобы определить какая буква пропущена, нужно понять в какой части слова она находится. Правило гласит: «в корне слова пишется буква «ё». А в суффиксе, окончании прилагательного, существительного и наречия в безударном случае — пишется буква «е», под ударением «о». Получается, что правильно писать чёрный.

И таких правил великое множество.

По этой же причине, морфемный разбор включает в себя и определение части речи анализируемого слова.

Чтобы сделать разбор слова по составу, используйте форму выше. Просто вставьте искомое слово, в выпавшем списке найдите его и кликнете (или нажмите «ввод»).

Нажмите кнопку «разобрать».

Программа предоставляет графическую схему с обозначением всех морфем.

Существуют разные способы разбора слов по составу. В школе и институте это будут разные методики. У каждого автора морфемного словаря есть свои особенности разбора.

Нынешние учёные не могут прийти к одному мнению, поэтому немного разные варианты считаются одинаково верными.

Наш сервис ориентирован на школьную программу.

Порядок морфемного анализа слов:

1. Выясняется к какой части речи относится слово.

Для этого достаточно подобрать к анализируемому слову вопрос.

Выполним на примере слова «заросли».

Отвечает на вопрос «что?». Значит, это существительное.

В нашем сервисе часть речи указывается под словом в сокращённом виде.

Расшифровку аббревиатур можно посмотреть в «словаре сокращений» (по ссылке в описании программы).

Вот основные из них:

СУЩ — имя существительное,

ПРИЛ — имя прилагательное,

2.Находится окончание.

Чтобы его найти, нужно изменить слово «заросли» несколько раз.

«У зарослей», «перед зарослями». Видим, что меняющаяся часть — «и». Следовательно, окончание — «и».

Данная морфема необходима для связки слов в предложении.

Следует помнить, что у слов бывает и нулевое окончание. Например, «компьютер», «стол» и др. А есть слова, не имеющие окончаний вовсе, т. к. они не изменяются: наречия, деепричастия и проч.

3. Обозначается основа.

Основа — это то, что осталось без окончания.

В нашем случае — «росли».

У наречий и деепричастий основой будет всё слово целиком.

4. Определяется корень слова.

К искомому слову подбираются однокоренные слова, т. к. у них общий корень. Для нашего слова это будут: зарослью, поросль, разросшийся, зарослям. Проанализировав, увидим, что неизменяемая часть у всех этих слов — «рос». Вот и корень. Он является самой главной частью любого слова.

Корней в слове бывает и несколько. Но без корней слов не существует.

5. Находится приставка.

Для того, чтобы найти приставку у слова, необходимо посмотреть на однокоренные слова и обратить внимание на ту часть перед корнем, которая изменяется. Она и будет являться приставкой. В нашем случае это — «за». С помощью приставок рождаются новые слова.

6. Определяется суффикс.

Суффикс, также, как и приставка, служит для образования новых слов.

Он стоит после корня (исключения — ся и -сь). В данном примере, у слова «заросли» суффиксом будет «л».

Суффиксов в слове может и не быть, а может быть и целых 2.

Читайте так же:
Проходной выключатель три провода

Помните, что в русском языке множество исключений из правил.

Пользуйтесь нашим сервисом, чтобы произвести разбор слов, но проверяйте сами себя каждый раз для более точного анализа.

Морфемный состав слова

Слово, как и единицы языка высших уровней, имеет собственную структуру. Состоит она из морфем — самых маленьких из значимых языковых единиц. У каждой из них своё место в слове, определённое значение и собственная функция.

Виды и особенности морфем

По функциональным особенностям морфемы делят на две группы — корневые (корень слова) и служебные, или аффиксальные (сюда относятся приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и окончания). Эти группы различаются по многим критериям:

  • корень в слове обязателен, аффиксы — нет;
  • корень является носителем лексического значения слова, аффиксы лишь вносят дополнительные оттенки;
  • аффиксы обычно привязаны к определённой части речи (например, специфические суффиксы причастий, окончания имён и личных форм глаголов), корни реализуются в словах вне зависимости от частеречной принадлежности (например, однокоренными являются числительное шесть, прилагательное шестиэтажный, существительное шестёрка и наречие вшестером);
  • корни обычно длиннее аффиксов, которые могут быть материально не выраженными, то есть нулевыми;
  • в процессе развития языка (неологизации) появляются новые корни, новообразований-аффиксов почти нет.

Членение слова на морфемы

Деление слова на морфемы называют морфемным членением. Оно происходит в два этапа.

  1. Начать нужно с выделения в слове двух структурных частей.
  1. Окончание (его ещё называют флексией) — маленькая, но важная часть слова. В окончаниях находят своё выражение грамматические формы слова (падежные формы имён, личные и особые (причастия, деепричастия) формы глаголов и т. д. Флексия помогает определить тип склонения существительных или спряжения глаголов. Окончание есть только в изменяемых (склоняемых, спрягаемых) словах, в неизменяемых знаменательных (иноязычных существительных и прилагательных, наречиях, деепричастиях) и служебных словах его нет. В некоторых словах оно есть, но материально не выражено (нулевое).
  2. Все остальные морфемы относятся к основе слова.
  1. На следующем этапе происходит деление основы на морфемы. Граница между значимыми частями слова, расположенными рядом, называется морфемным швом. В отдельных словах, например, неизменяемых существительных (жюри, кенгуру, ООН), прилагательных (хаки, бордо, беж, металлик) и служебных словах деление основы на морфемы невозможно. Такие основы называют нечленимыми.

Корень — «основа основы» слова

Корень можно назвать «основой основы». Эта морфема — носитель лексического значения, без которого слово — просто набор звуков. Корневые морфемы универсальны, так как реализовываются в любом слове без привязки к частеречной принадлежности.

Большинство корневых морфем употребляется свободно. Чаще всего это наблюдается в односложных словах типа лес, рожь, волк и других. Они употребляются как сами по себе, так и в производных словах (лесник, ржаной, волчонок). Однако существуют корневые морфемы, не употребляющиеся самостоятельно, а привязанные к определённым аффиксам:

  • суффиксам (в названиях некоторых растений и плодов: малина, смородина и т. п.);
  • приставкам (в словах типа впрячь, распрячь, запрячь и т. п.);
  • суффиксам и приставкам одновременно (подвергнуть, низвергнуть, свергнуть и т. п.).

Такие корни называют связанными.

Один и тот же корень может встречаться в разных единицах лексики. Такие слова называют однокоренными или родственными. Нельзя путать их со словоформами. Например: читать, читатель, читальный — однокоренные слова, а читать, читаешь, читал, читающий — разные формы глагола читать. В процессе образования новых слов и словоформ принимают участие разные аффиксы: в первом случае — словообразующие, во втором — формообразующие.

Читайте так же:
Mosaic выключатель двухклавишный 2 модуля

Следует быть осторожнее и с корнями-омонимами. Слова с омонимичными (схожими по написанию и звучанию) корневыми морфемами не являются однокоренными. Например, слова водяной и водитель имеют корни, похожие по написанию, но разные по значению и происхождению (водяной — от слова вода, водитель — от слова водить).

Нередко трудности в определении корня или подборе родственных слов связаны с незнанием не только словообразования, но и фонетики. Трудности эти вызывают корни с чередующимися согласными (опоздать и позже, сухой и сушка) и гласными (росток и расти), а также беглыми гласными (сон, соня, присниться, сновидение). Поэтому для того, чтобы правильно выделить корневую морфему, начинать разбор основы слова нужно не с неё, а с аффиксов.

Аффиксальные морфемы основы слова

Суффикс занимает постпозицию по отношению к корню. Функции суффиксов разнообразны. Эти морфемы могут служить для образования как словоформ, так и новых слов.

  1. Формообразующая функция суффиксов реализуется при образовании:
  • степеней сравнения прилагательных и наречий (-е-, -ее-, -ейш-, -айш-): высокий — выше, высочайший, сильный — сильнее, сильнейший;
  • видовых форм глаголов (-ну-): прыгать — прыгнуть;
  • причастий (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ем-/-ом-/-им-, -енн-/-нн-, -т-): отдыхать — отдыхающий, лежать — лежащий, нести — нёсший, уважать — уважаемый, опалить — опалённый, вымыть — вымытый;
  • деепричастий (-а-/-я-, -учи-/-ючи-, -в-/-вши-/-ши-): играть — играя, играючи, сыграть — сыграв.
  1. Словообразующую функцию суффиксы выполняют наиболее полно, ведь суффиксальный способ образования слов — ведущий в русском языке. С помощью суффиксов можно образовать:
  • слова с оценочным значением (малый — маленький; большой — большущий);
  • названия людей по их роду деятельности или профессии (школа — школьник, камень — каменщик, водить — водитель);
  • названия предметов по функциональности (будить — будильник, выключать — выключатель);
  • названия лиц или животных противоположного пола (волк — волчица, заяц — зайчиха, житель — жительница);
  • названия людей по месту проживания или национальности (город — горожанин, Албания — албанец);
  • названия детёнышей животных (тигр — тигрёнок) и др.

Близки к суффиксам такие аффиксы, как постфикс и интерфикс.

Постфикс занимает конечную позицию по отношению к окончанию или основе (в неизменяемых словах). Постфиксы -ся, -сь — показатели возвратности глаголов (мыться, мылся, мылась); -то, -нибудь служат для образования неопределённых местоимений или местоименных наречий (кто-то, где-нибудь).

Интерфикс, как правило, располагается между корнями в сложных словах: лесопарк, овощебаза.

Приставка, или префикс занимает препозицию по отношению к корню или другому префиксу. Как и суффикс, может играть роль в образовании словоформ, например, видовых форм глаголов (бежать — прибежать, идти — прийти, читать — прочитать, делать — сделать). В плане словообразования приставки менее продуктивны, чем суффиксы. Связано это с тем, что при помощи одного префикса нельзя образовать слово другой части речи, только одной и той же: правда — неправда, модный — сверхмодный, лететь — перелететь.

Больше словообразовательных возможностей приставка получает в паре с суффиксом, образуя конфикс. Такие слова, как подорожник, подоконник, подосиновик и подобные, образованы приставочно-суффиксальным способом, достаточно распространённым в русском языке.

Читайте так же:
Польза от автоматических выключателей

Морфемный и словообразователь ный разбор Составила Кагирова Лилия Ильгизовна, учительница МБОУ «Новочутинская СОШ» Бавлинского муниципального района РТ. — презентация

Презентация на тему: » Морфемный и словообразователь ный разбор Составила Кагирова Лилия Ильгизовна, учительница МБОУ «Новочутинская СОШ» Бавлинского муниципального района РТ.» — Транскрипт:

1 Морфемный и словообразователь ный разбор Составила Кагирова Лилия Ильгизовна, учительница МБОУ «Новочутинская СОШ» Бавлинского муниципального района РТ

2 Цель урока — отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного разбора слов; — развивать навыки самостоятельной работы на уроке; — воспитывать интерес к русскому языку

3 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен- никами! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (И.С.Тургенев)

4 Морфемный разбор это вычисление в слове составляющих его значимых частей членение слова на отдельные морфемы путем сопоставления его с родственными словами, а также функционально- смысловая характеристика этих морфем

5 РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ Приставкакореньсуффикс окончание ПРИ—БРЕЖ—Н-ЫЙ НАХОД— И – ТЬ — ВЫ—РАЩ—ЕНН-ЫЙ

6 Корневая морфема Это часть слова, заключающая в себе общее лексическое значение, присущее ряду однокоренных слов Это главная и обязательная часть слова, его основной смысловой и структурный центр

7 Корневая морфема корень Я, мы, бой, кот Круги, дали, сады За-бир-а-тьПо-говор-и-ть непроизводнаяпроизводная

8 Аффиксальные морфемы АФФИКСЫ префикс приставка суффикс Постфикс (мыть-ся) Интерфикс (земл-е-мер) окончание флексия

9 СУФФИКС СУФФИКС Это морфема, следующая за корнем и выполняющая словообразовательную формообразовательную функцию СловообразовательнаяФормообразовательная ХОД (ход-и-ть, ход-ом, ход-ов-ой, ход-яч-ий) Добр-ейш-ий, тиш-е Чит-а-л, нес-и

10 ПРИСТАВКИ Префикс- это морфема, стоящая перед корнем и выполняющая словообразующую или формообразующую функцию словообразующиеформообразующие Со-автор От-бить Про-вести Со-переживать Сверх-прочный Вы-молвить Про-лететь От-цвести По-смотреть За-говорить

11 Окончание Флексия-это формообразующий аффикс, указывающий на отношения в предложении Изменяемая часть слова Нулевое окончаниеОкончание Конь*, край*, знаний* Лись-й-эго, ружь-й-а, стран-а, красив-ый, мороз-ы, пол-я Сказал-а, пришл-и

12 Морфемный разбор Морфемный разбор Найти окончание Выделить основу Выделить приставку, привести примеры слов с этой приставкой Выделить суффиксы, найти примеры, слова с этими суффиксами Выделить корень, объяснить лексическое значение

13 Сделайте морфемный разбор По-весеннему Многолетний Выспаться Подмосковье Выключатель Железнодорожник Законченный

14 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР Способы словообразования Морфологи- ческий Морфолого- синтаксичес- кий Лексико- синтаксичес- кий Лексико- семантический С помощью морфем Перевод-чик За-ехать При-бреж-н-ый Труб-о-провод Бег (нулевой аффикс) Переход слова из одной части речи в другую Столовая (от прил) Несмотря (из деепр.) Порой (из сущ.) Сращения нескольких слов Тотчас (тот час) Сегодня (сего дня) Местожитель- ство Появление омонимов Пора (сущ)- Пора (наречие)

15 Морфологический способ образование слов Префиксальный: пред-ыстория, не-друг Суффиксальный: нежн-ость, вод-ян-ой Префиксально-суффиксальный: со-бесед-ник Нулевая суффиксация: взлет, глушь, ответ Постфиксальный: трясти-сь, где-то, какой-либо Субстантивация, конверсия: больной юноша- больной выписался Сложение: птицефабрика, вечнозеленый

16 Словообразовательный разбор слов Словообразовательный разбор слов Ручной – рука + н (суффиксальный способ образования слов) Выход — выходить (нулевая суффиксация, безаффиксный способ) Сыграть – с + играть (префиксальный способ образования слов) Слегка — с + легкий + а (префиксально- суффиксальный способ образования слов)

17 Сделайте словообразовательный разбор слов Сделайте словообразовательный разбор слов Нарисовать Поговорим о будущем Отталкивающий Направо Преподаватель Размах Побережье

Читайте так же:
Ширина автоматического выключателя iek

18 Сделайте словообразовательный и морфемный разборы выделенных слов От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям.

19 Определить способы образования выделенных слов Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. / Константи Дмитриевич Бальмонт

Разобрать по составу слова выключатель по составу

VII. Организация работ в электроустановках по распоряжению

7.1. Работы в электроустановках могут проводиться по распоряжению, являющемуся письменным заданием на производство работы, определяющим ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и работников, которым поручено ее выполнение, с указанием их групп по электробезопасности (далее — распоряжение). Распоряжение имеет разовый характер, срок его действия определяется продолжительностью рабочего дня или смены исполнителей.

При необходимости продолжения работы, при изменении условий работы или состава бригады распоряжение должно отдаваться заново.

При перерывах в работе в течение одного дня повторный допуск осуществляется производителем работ.

7.2. Распоряжение отдается производителю работ и допускающему. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, в тех случаях, когда допуск к работам на рабочем месте не требуется, распоряжение отдается непосредственно работнику, выполняющему работу.

7.3. Работы, выполнение которых предусмотрено по распоряжению, могут по усмотрению работника, выдающего распоряжение, проводиться по наряду.

7.4. Распоряжение допускается выдавать для работы поочередно на нескольких электроустановках (присоединениях).

7.5. Допуск к работам по распоряжению должен быть оформлен в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям.

7.6. По распоряжению оперативным и оперативно-ремонтным персоналом или под его надзором, работниками, выполняющими техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытание электрооборудования (далее — ремонтный персонал), в электроустановках напряжением выше 1000 В разрешается проводить работы, выполняемые безотлагательно для предотвращения воздействия на человека опасного производственного фактора, который приведет к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, а также работы по устранению неисправностей и повреждений, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, сооружений, устройств ТАИ, СДТУ, электро- и теплоснабжения потребителей (далее — неотложные работы) продолжительностью не более 1 часа без учета времени на подготовку рабочего места.

Неотложные работы, для выполнения которых требуется более 1 часа или участие более трех работников, включая работника из оперативного и оперативно-ремонтного персонала, осуществляющего надзор в случае выполнения этих работ ремонтным персоналом, должны проводиться по наряду в соответствии с требованиями Правил.

7.7. При проведении неотложных работ производитель работ (наблюдающий) из числа оперативного персонала, выполняющий работу или осуществляющий наблюдение за работающими в электроустановках напряжением выше 1000 В, должен иметь группу IV, а в электроустановках напряжением до 1000 В — группу III. Члены бригады, работающие в электроустановках напряжением до и выше 1000 В, должны иметь группу III.

Допуск к работам в электроустановках должен быть осуществлен после выполнения технических мероприятий по подготовке рабочего места, определяемых работником, выдающим распоряжение.

(п. 7.7 в ред. Приказа Минтруда России от 19.02.2016 N 74н)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.8. В электроустановках напряжением выше 1000 В допускается выполнять по распоряжению работы на электродвигателе, от которого кабель отсоединен и концы его замкнуты накоротко и заземлены; на генераторе, от выводов которого отсоединены шины и кабели; в РУ на выкаченных тележках КРУ, у которых шторки отсеков заперты на замок, а также работы на нетоковедущих частях, не требующие снятия напряжения и установки временных ограждений.

Читайте так же:
Ямз 238 выключатель гидромуфты

7.9. Допускается выполнение работ по распоряжению в электроустановках напряжением до 1000 В, кроме работ на сборных шинах РУ и на присоединениях, по которым не исключена подача напряжения на сборные шины, а также на ВЛ с использованием грузоподъемных машин и механизмов. Работы по обслуживанию сети наружного освещения выполняются по распоряжению с применением механизмов при выполнении условий, предусмотренных пунктом 38.76 Правил.

7.10. В электроустановках напряжением до 1000 В, расположенных в помещениях, кроме особо опасных и в особо неблагоприятных условиях в отношении поражения людей электрическим током, работник, имеющий группу III и право быть производителем работ, имеет право работать единолично.

7.11. При монтаже, ремонте и эксплуатации вторичных цепей, устройств релейной защиты, измерительных приборов, электроавтоматики, телемеханики, связи, включая работы в приводах и агрегатных шкафах коммутационных аппаратов, независимо от того, находятся они под напряжением или нет, производителю работ разрешается по распоряжению отключать и включать вышеуказанные устройства, а также опробовать устройства защиты и электроавтоматики на отключение и включение выключателей с разрешения оперативного персонала.

7.12. В электроустановках напряжением выше 1000 В одному работнику, имеющему группу III, по распоряжению допускается проводить:

благоустройство территории ОРУ, скашивание травы, расчистку от снега дорог и проходов;

ремонт и обслуживание устройств проводной радио- и телефонной связи, осветительной электропроводки и арматуры, расположенных вне камер РУ на высоте не более 2,5 м;

нанесение (восстановление) диспетчерских (оперативных) наименований и других надписей вне камер РУ;

наблюдение за сушкой трансформаторов, генераторов и другого оборудования, выведенного из работы;

обслуживание маслоочистительной и прочей вспомогательной аппаратуры при очистке и сушке масла;

работы на электродвигателях и механической части вентиляторов и маслонасосов трансформаторов, компрессоров;

другие работы, предусмотренные Правилами.

7.13. По распоряжению единолично уборку коридоров ЗРУ и электропомещений с электрооборудованием напряжением до и выше 1000 В, где токоведущие части ограждены, имеет право выполнять работник, имеющий группу II. Уборку в ОРУ имеет право выполнять один работник, имеющий группу III.

7.14. На ВЛ по распоряжению могут выполняться работы на проводящих частях (частях электроустановки, на которых не исключено появление напряжения в аварийных режимах работы, например: корпус электрической машины), не требующих снятия напряжения, в том числе:

с подъемом до 3 м, считая от уровня земли до ног работающего;

без разборки конструктивных частей опоры;

с откапыванием стоек опоры на глубину до 0,5 м;

по расчистке трассы ВЛ, когда исключено падение на провода вырубаемых деревьев, сучьев, также исключено приближение на недопустимое расстояние к проводам работников, осуществляющих обрубку веток и сучьев, и применяемых ими приспособлений и механизмов.

7.15. Одному работнику, имеющему группу II, разрешается выполнять по распоряжению следующие работы на ВЛ:

(в ред. Приказа Минтруда России от 19.02.2016 N 74н)

(см. текст в предыдущей редакции)

осмотр ВЛ в светлое время суток при благоприятных метеоусловиях, в том числе с оценкой состояния опор, проверкой загнивания деревянных оснований опор;

восстановление постоянных обозначений на опоре;

замер габаритов угломерными приборами;

противопожарную очистку площадок вокруг опор;

окраску бандажей на опорах.

7.16. При выполнении работ по распоряжениям, выдаваемым оперативным персоналом подчиненному оперативному персоналу в смене, записи о начале, окончании работ, мероприятиях по подготовке рабочего места, характере работы и составе бригады выполняются только в оперативных журналах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector