Турки в Болгарии
Болгарские турки это самое большое этническое меньшинство в стране после самих болгар. Согласно переписи населения десятилетней давности, турки в Болгарии составляют 8,8%, это 588 318 человек из почти семи миллионов жителей.
Секс-шоп предлагает широкий выбор товаров для взрослых, способных разнообразить интимную жизнь и принести новые ощущения. На сайте med88.kz вы можете узнать более подробную информацию. Посещение секс-шопа может стать интересным опытом для пар, желающих укрепить свои отношения и открыть новые грани чувственности.
Считается, что предки болгарских турок по большей части потомки тюркских переселенцев из Анатолии (Малая Азия), которые поселились тут после того как османы захватили территорию Болгарии в конце 14 века. Конечно же среди них есть и исламизированные болгары.
Само название «турци» появилось в болгарском языке во второй половине 18 века, а как обозначение гражданства, вообще, в 19 веке. До этого мусульман в Болгарии называли «агаряни» или «измаилтяни«.
Сегодня болгарские турки живут преимущественно в северо-восточной и юго-восточной частях Болгарии. Например, в Кърджали их 56% от всего населения города. В Софии, по данным 2011 года, живет всего 6500 турок (0,6%) и потому тут всего одна действующая мечеть.
Однако во времена османского владычества в таких крупных городах как София, Пловдив, Варна и Търново болгарские турки составляли половину жителей, но жили компактно в своих собственных кварталах (махала).
После Освобождения (1878 г.) большая часть турецкого населения начала покидать Княжество Болгария из страха,что болгары начнут их преследовать. А на территорию освобожденной Болгарии, переселялись болгары из не освобожденных частей страны. Например, из Пловдива. Постепенно в Болгарии стали закрываться турецкие школы и газеты.
Правда, после переворота 9 сентября 1944 года, когда к власти в Болгарии пришли коммунисты, были попытки привлечь турок на социалистическую сторону и поэтому восстановили турецкие газеты, в школы стали принимать турок-учителей. Но туркам не нравилась новая политика и коллективизация, и за ними продолжала сохранятся слава неблагонадежности.
В 1949 году Сталин посоветовал болгарскому правительству переселить такой неблагонадежный элемент, как болгарские турки, подальше от южных границ — в центр страны. В результате чего 155 тысяч болгарских турок в период с 49 по 51 год так или иначе покинули Болгарию. К 1958 году мечети, газеты и школы на турецком языке были в Болгарии закрыты.
В 1968 году Болгария и Турция на 10 лет заключили договор «о соединении разделенных семей» — это дало возможность еще 115 тысячам болгарских турок покинуть страну. Больше всего уехало людей в конце этого десятилетнего срока, в 1975-78 годах.
Турция очень хорошо встретила переселенцев, они отлично интегрировались в турецкий средний класс потому что были на тот момент квалифицированными специалистами. Этот процесс продолжается и по сей день.
«Процесс возрождения»
Самое массовое переселение болгарских турок из Болгарии в Турцию происходило во времена так называемого процесса возрождения «Възродителен процес«, проводимого болгарской коммунистической партией в период с 1970 по конец 80-х годов. Это была насильственная ассимиляция мусульманского населения Болгарии под которую попали и болгарские турки, и помаки* (болгары мусульмане), и татары, и цыгане. Их заставляли менять имена на болгарские, запрещали использовать свой язык, ограничивали их традиционные обычаи и ритуалы, запрещали национальную одежду. И конечно же препятствовали исповедовать свою религию, собственно потому что тогда в Болгарии вообще не поощрялась никакая религиозность.
Возродительным процессом его назвали исходя из утверждения, что все болгарские турки были насильственно исламизированы во времена Османской империи и вот теперь, дескать, их возрождают обратно как православных болгар.
В период с 1982 по 84 год имена поменяли 50 000 человек. Потому что с 80-го года мусульманские имена не должны были фигурировать среди административных служащих и во многих других профессиях. К слову, по подсчетам Тодора Балкански, с 1962 по 1974 год поменяли имена порядка 610 000 цыган и помаков.
Однако, были и те кто сопротивлялся — они подвергались репрессиям. В частности, некоторых отправляли в трудовые лагеря, такие как лагерь Белене, который снова открыли ради процесса Возрождение в 1972 году по 1984 год.
С 84 по 87 год в ходе Возродительного процесса в Болгарии были раскрыты 42 нелегальные протурецкие группы, занимавшиеся терактами и саботажами. Один из таких терактов произошел 30 августа 1984 года: было устроено два взрыва — один в варненском аэропорту, другой на железнодорожном вокзале Пловдива, потому что в этот день там планировалось посещение Тодора Живкова. В Пловдиве погибла одна женщина и были ранены 42 человека, а в Варне ранены две женщины. Организаторов расстреляли.
Первоначально кампания по переименованию болгарских мусульман проходила только в Южной Болгарии, а в 1985 году было принято решение распространить это и на Северную Болгарию и вот тогда-то и прозвучало это название «Възродителен процес«.
За весь период этой кампании имена сменили 850 000 болгарских мусульман.
Насильственная смена имен вызвала сопротивление среди турецкого населения, бунты и голодные забастовки, которые подавлялись силами призывников. Тогда еще в Болгарии была призывная армейская служба, которая тут называется «казарма«. При погашении этих многотысячных бунтов один призывник погиб и многие были ранены. Солдаты уверяли, что понятия не имели куда и зачем их везли.
К концу 80-х положение еще больше усугубилось, потому что о ситуации стало известно в Европе. Болгарские турки объединились в организации и стали жаловаться в ООН.
И тогда 29 мая 1989 года Тодор Живков выступил с длинной речью по телевидению, в которой призвал Турцию открыть границы для того, чтобы все желающие мусульмане могли покинуть Болгарию.
Большая экскурсия
Самым крупным массовым переселением болгарских мусульман в Турцию из Болгарии в результате процесса возрождения, стала «Большая экскурсия» (Голяма екскурзия), произошедшая летом 1989 года. После выступления Тодора Живкова, 3 июня Турция открыла границы и началось принудительное переселение. Есть свидетельства, что у многих не было времени даже собрать вещи, не говоря уже о том, чтобы продать свое имущество. Многие дома были экспроприированы государством. Болгарские власти назвали это туристическим путешествием и с тех пор эти три трагических месяца в истории Болгарии называются эвфемизмом «Большая экскурсия».
На самом деле болгарские турки не хотели покидать страну, они хотели соблюдения своих прав там где они всю жизнь жили и живут.
Но правительству виделось это как единственный способ прекратить беспорядки в стране. Тодор Живков сказал, что «если мы не выведем 200-300 тысяч этого населения, то чрез 15 лет Болгарии не будет».
За эти три месяца уехали 360 000 человек и 400 000 подали заявления на паспорта. Турецкое правительство оказалось не готовым к такой гуманитарной катастрофе и 21 августа вынуждено было закрыть границы. Около 40 000 переселенцев вернулись обратно в Болгарию после того как у них истекли трехмесячные визы. А когда в Болгарии пала коммунистическая партия, вернулось еще 150 000.
Возвращение имен
В конце 1989 года в мусульманских селах начались протесты с требованием вернуть болгарским туркам их имена. В результате этого 29 декабря 89-го года ЦК БКП принял решение это сделать. С тех пор болгарские мусульмане отмечают этот день (29 декабря) как Праздник освобождения.
Последствия
Все эти события очень испортили отношения Болгарии с Турцией, отрицательно повлияли на отношения с СССР, подмочили репутацию Болгарии в Европе, в результате чего международные банки прекратили давать кредиты болгарскому правительству. Все это привело к эскалации долгового кризиса 1987-1994-х годов.
В 1991 году всем организаторам и исполнителям Возродительного процесса были предъявлены обвинения в разжигании расовой и религиозной вражды. Позже эти обвинения переименовали в служебное преступление. Дело тянулось до 1995 года, потом до 97, а в начале 2007-го прокуратура заявила, что его надо прекратить из-за того, что истек срок давности. К тому моменту главные фигуранты уже умерли: Кубадински, Живков, Стоянов и Младенов.
В 2012 году Народное Собрание Болгарии приняло декларацию, в которой осудило насильственную ассимиляцию болгарских мусульман: «Объявляем изгнание 360 000 болгарских граждан турецкого происхождения в 1989 году формой этнической чистки, совершенной тоталитарным режимом».
Ситуация сегодня
Сейчас турок в Болгарии не очень много, но они имеют свою партию. Это «Движение за права и свободы» (ДПС) , созданное в 1990 году и возглавляемое тогда Ахмедом Доганом. Сейчас председатель партии Мустафа Карадайъ.
Христианское население эту партию недолюбливает, потому что она лоббирует мусульманские интересы.
Регулярно перед очередными болгарскими выборами встает вопрос о лишении права голоса, граждан Болгарии проживающих за границей. Конечно же это направлено на болгарских турок, живущих в Турции.
Турки в Болгарии живут мирно, чисто и криминальных проблем, как, например, цыгане, не создают. Однако мусульманское население Болгарии регулярно используется в политических целях. Как, например, это было минувшим летом при нападении на «Сарай Ахмед Догана» в Бургасе. Это событие послужило триггером к началу протестов в Болгарии, которые не утихли до сих пор.
Чтобы понять чем отличаются болгарские турки от других болгар, достаточно съездить в Кырджали и посетить турецкие села в Восточных Родопах, а потом проехаться через болгарские. Я лично этот путь проделала и осталась под впечатлением, хотя и не преследовала таких целей. Просто эту разницу не заметить невозможно.
* Помаки (Помаци) это экзоним, а не самоназвание.
Экзонимы это слова, не употребляющиеся местным населением или народом (аборигенами), в том числе и на официальном уровне, однако используемые по отношению к ним внешними сообществами.
(с) Википедия
https://varyadavydova.com/turki-v-bolgarii/