Изобразительный орнамент Основные классификации и виды
Изобразительный орнамент Основные классификации и виды.
Изобразительный орнамент Основные классификации и виды.
План работы: 1. Рассмотреть виды изобразительного орнамента. 2. Выявить особенности изображения растительного орнамента. 3. Рассмотреть особенности построения орнаментальной композиции.
n Орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему.
Изобразительный орнамент. Основные мотивы. n Лотос. В Египте изображение лотоса имело культовое значение. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии).
n Пальметта – орнаментальное изображение пальмы. Пальметты у египтян служили символом мира и победы. Пальметты редко располагаются рядом, чаще всего отдельные пальметты обрамляются дугообразными линиями.
n Лист и завиток аканта. У древних греков мотив аканта стал декоративным основополагающим элементом. В Др. Риме аканту отдавалось предпочтение как главному мотиву архитектурных ордеров – коринфского и композитного.
n Лавр. В Др. Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения грехов. Лавр служил символом славы. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических соревнованиях.
n Хмель – культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовались в качестве украшения на предметах домашней утвари.
n Виноградная лоза. Гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. n В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан – в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) – символ страдания Христа.
n Плющ – вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной дозе был посвящен богу Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или заостренную. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
n Дуб. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики.
n Розетка. В орнаментике розеткой называют мотив в виде распустившегося цветка, преимущественно круглой формы. Розетки являются украшением растительного орнамента, иногда геометрического. В основе розетки лежат многоугольники, делящиеся ее на разное количество частей, чаще всего встречаются розетки, имеющие 3, 4, 6, 8, 10, 12, 16, тогда как деление на 7, 9, 11 частей встречаются редко.
n Животный орнамент (зооморфный) – наиболее распространенный орнамент среди изобразительной группы, после растительного. n Чаще других встречаются изображения льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина, которые имели символическое значение.
Зооморфный орнамент.
n Предметный орнамент – изображение одного или нескольких предметов, имеющих символическое значение: эмблемы искусства и отдельных видов; архитектуры, скульптуры, живописи и т. д. .
Особенности построения орнаментальной композиции
n Композиция – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером, значением. n Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.
Конструктивные элементы орнамента. n Мотив. n Раппорт. n Монокомпозиция.
Конструктивные элементы орнамента. n Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование.
Конструктивные элементы орнамента. Раппорт – минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. n Сплошной сетчатый (ковровый) раппорт; n Ленточный раппорт; n Центральный лучевой раппорт; n Обратный (геральдический) раппорт.
Виды раппорта. Сплошной сетчатый раппорт. n Закономерное построение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб.
Сетчатый раппорт.
Раппорт сложной формы.
Ленточный раппорт. n Мотив раппорта повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные ряды (например, всевозможные обрамления, полосы, бордюры).
Ленточный раппорт (бордюр).
Центральный лучевой розетчатый раппорт. n Мотив вписывается в треугольник и повторяется необходимое количество раз.
Обратный (геральдический) раппорт. n Может входить во все раппортные композиции и создавать самостоятельные законченные мотивы, основан на симметрии вертикального отражения. Может быть вписан в различные геометрические фигуры.
Конструктивные элементы орнамента. n Монокомпозиция — штучная замкнутая композиция, в которой раппортное построение заменяется более сложной ритмической организацией элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого (например, головные платки, панно, гобелены).
Монокомпозиция.
Практическая работа №п/п. «Изобразительный орнамент» . Цель работы: построить растительный орнамент с применением спиралей и переплетения. Этапы работы: n Разработать мотив растительного орнамента. n Выполнить построение на миллиметровой бумаге. n Разработать изобразительный орнамент и варианты цветового решения.
Пример построения растительного орнамента. Бордюр построен из двухполосных спиралей, украшен пальметтами. Узор можно продолжать в любую сторону, оставляя неизменной центральную часть.
орнамент разных стран и народов
Орнамент – образ эпохи. Каждая историческая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента свои мотивы, символы, формы. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Орнамент Египта
К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы. Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце. В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.
Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.
Орнамент азиатских народов
Ассирийский орнамент имел большое сходство с египетским. Он носил в основном геометрический характер. В ассирийском и месопотамском орнаменте всегда очень четкое деление на фон и изображение. Большинство мотивов орнаментов построено на сочетании простых кругов, квадратов и треугольников, причем кривых линий почти не было, но при этом орнамент выглядел очень выразительно за счет применения древних традиций графических решений, четкого ритма и наличия в орнаменте больших деталей.
Особенностью индийского орнамента считается использование почти натуралистических композиций и перегруженность деталями. Орнамент сложный, красочный, тесно заполняет пространство. Распространены гирлянды, изображения растений, животных, птиц, цветов.
Персидский орнамент представлял собой смесь ассирийских, египетских и индийских форм.
Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками, изображения завитков волн и облаков, драконов, фантастических птиц. Использовались красный, белый, желтый, синий и зеленый цвета.
У японцев нет орнамента в строгом понимании этого слова. В декоративных элементах преобладают природные мотивы: цветы, травы, бабочки, цветы. Геометрических компонентов почти нет. Отличительная особенность – умышленная асимметрия. Японское искусство способствовало возникновению стиля модерн в Европе.
Розетка (декор)
Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette , буквально «розочка») — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке [1] .
Подобные мотивы встречаются в искусстве древней Месопотамии, Древнего Египта, древней Персии, Индии (в виде «колеса Сансары»), Китая. Геометризованное изображение 16-лепесткового цветка жёлтой или оранжевой хризантемы является неофициальным гербом и императорской печатью Японии. Наибольшее распространение получили мотивы розеток на основе стилизованного цветка лотоса. В Древней Греции розетки украшали погребальные стелы. В греческой архитектуре дорического и в римской тосканского и композитного ордеров использовали накладные розетки из позолоченной бронзы на фризах и кессонированных потолках.
В раскопках Старой Ладоги VIII—XI веков на Северо-Западе Руси археологи находят женские украшения (подвески: колты, «височные кольца») из спиралевидных колец и «лунниц», типичных для искусства древней Скандинавиии. Розетки в форме круга, из центра которого расходятся спиральные линии, создающие эффект зрительного вращения, называют «вихревыми». Такие розетки близки древнейшим знакам огня (свастике) и воды (меандру) [2] . В древнерусском искусстве X—XII веков вихревые розетки называли «водоворот». Такие формы встречаются в изделиях по металлу древних викингов, которые, вероятно, и привнесли их на Русь: в Старую Ладогу и Киев. Похожие украшения из золота и серебра изготавливали в Византии [3] [4] .
Мотив розетки получил распространение в искусстве романского и готического периодов и в эпоху Ренессанса. Трёхлопастная розетка, имеющая не только декоративный, но и символический смысл, получила название трифолия (мотив в виде комбинации двух равносторонних треугольников «Звезды Давида» или трёх лепестков — символ Пресвятой Троицы). Мотив розетки в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками в системе «поворотной симметрии» называется квадрифолием. В сложной орнаментике готической каменной и деревянной резьбы, переплётах витражных окон, вимпергов, резьбе церковной мебели, кресел хоров, мотивы розеток-трифолиев, сохраняя свою символику, превращались в сочетании с другими фигурами в сложные переплетения типа масверка [5] . Мотив квадрифолия применяли в европейской архитектуре, книжной миниатюре и скульптуре различных периодов и стилей. Розетты бывают рельефные, лепные, а также плоские, имитирующие объёмные, в технике монохромной росписи гризайль.
В архитектуре Готики большие круглые окна на западных фасадах и фасадах трансептов, расчленённые фигурными переплётами витражей, с мотивами звезды или распустившегося цветка, получили название: Большая роза. В Византии и в империи Карла Великого изготавливали реликварии — шкатулки из слоновой кости, украшенные позолоченными розетками. Отсюда название: «коробочки с розетками» (нем. Rosettenkästen ). В западноевропейском средневековье с развитием культа «Мадонны роз» мотив розетки приобрёл новые символические значения. В Розариях — изобразительных композициях на тему прославления Мадонны — количество лепестков роз имели литургический смысл. В искусстве классицизма, неоклассицизма и ампира последующих веков мотивы розеток использовали повсеместно: в архитектуре, резьбе по дереву, в мебели, декоративных тканях, изделиях из бронзы, поскольку они свидетельствовали об обращении к классической античной традиции.
Многообразие разновидностей розеток можно свести к следующим основным типам:
Рисунок
Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением лёгкого тона. Предельно точная передача конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательное ведение рисунка. Освещение верхнее боковое.
Формат: А-2. Материал: графический карандаш.
Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная гипсовая розетка, ватман А 2, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик, кнопки, планшет. Розетка располагается на уровне глаз, линия горизонта проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое мягкое.
1 ЭТАП Анализ формы, компоновка и построение плиты. Прежде чем приступить к работе, нужно изучить розетку со всех сторон, анализируя высоту на разных участках. Данная розетка «Трилистник» симметричная, ось симметрии проходит по центру плиты вертикально. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента лежат осевые симметрии (одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются). В профиль высота верхней части больше нижней, причем верхняя часть центрального лепестка приподнята и напоминает нос корабля. Если опустить прямые линии от крайних точек трилистника получится пятиугольник. Завершив анализ формы розетки, нужно выбрать точку зрения. Лучше садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещения. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом. Изображение трилистника следует начинать с размещения орнамента в листе, т.е. с композиционного решения. Причем начинаем с плиты: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта).. Построив основание плиты, ПОДНИМАЕМ верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.
2 ЭТАП Компоновка и построение. Размечаем основные точки основания трилистника (нижнее основание чуть меньше верхнего) на верхнем основании плиты с применением перпендикуляров к оси симметрии, на которых находятся эти точки. Можно ускорить работу, соединив вершину с крайними точками ширины трилистника и нижним основанием. Ширину на осях получаем автоматически. Соединяем полученные точки тонкими четкими линиями и получаем обрубовочное основание трилистника. Из полученных узлов поднимаем высоту трилистника, учитывая разницу высоты нижнего основания и вершины, а также угол наклона. При построении постоянно помним о перспективном сокращении. Отметив высоту у каждого узла, соединяем верхнее основание более четкими линиями, чем нижнее. Получаем обрубовочную форму трилистника.
3 ЭТАП Округление и проработка деталей трилистника. Третий этап заключается в определении формы лепестков и цельной формы трилистника. Чтобы получить форму центрального лепестка нужно простроить рельеф верхнего основания нижней части трилистника. Этот рельеф может показаться очень запутанным в построении, поэтому нужно проявить внимательность. Во-первых, опускаем перпендикуляры с нижней части на верхнюю через вершины и впадины. Полезно выполнить схему во фронтальном положении. Построение начинаем от центральной оси- от ложбины центрального лепестка. Придерживаясь представленного примера, работаем с формированием объёма рельефа. Отмечаем высоты, соединяем прямыми линиями и округляем. Приступаем к определению формы центрального лепестка. Далее округляем форму трилистника: добавляем и убавляем объем. Добавляем в верхней части у центрального и боковых лепестков и убавляем (углубляем) в нижней части трилистника. Завершаем форму прорисовкой формы деталей рельефа.
4 ЭТАП Объемно-пространственное решение с добавлением тона. Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, т. к. это гипс, работая в серой тональной растяжке. Представление примеры заведомо, сознательно затемнены для вас для наглядности – чтоб вы хорошо видели все линии, вы же рисуете намного светлее, чем на примерах. Тон нарабатываем от линий, не забывая уточнять сами линии.
5 ЭТАП Штриховка. Обобщение. Завершение. Этот этап включает в себя штриховку по всему рельефу, а так же обозначение плиты и орнамента относительно друг друга как единого целого, за счёт штриховки собственных и падающих теней и рефлексов. Легко топим плиту серым тоном, выделяя при этом орнамент. Обобщенно проходим по теням собственным и падающим.
Как нарисовать цветок лотос карандашом поэтапно
Как нарисовать лотос
Видео: как просто нарисовать лотос
Как нарисовать бутон лотоса
Видео: как легко нарисовать бутон лотоса
Как нарисовать несколько лотосов
Как нарисовать лотос поэтапно
- Шаг 1
Рисовать цветок начинаем с круга в центре листа, это будет основа
Следующим шагом обозначаем кругами меньшего размера листья
Цветок лотоса имеет сложную структуру, поэтому при помощи овалов намечаем границы соцветий. Цветы, нарисованные карандашом, должны в точности соответствовать оригиналу
Центр лотоса состоит из множества мелких лепестков.
Приступаем к компоновке более крупных лепестков вокруг центра
Шаг за шагом добавляем новые лепестки
По мере движения к краю лепестки становятся все крупнее
В основании цветка лежат самые большие листья
Листья рисуем крупные и мясистые
Цветы, нарисованные карандашом, получатся объемными, если начиная от центра, к краям заштриховывать каждый лепесток
От центра к краям прорабатываем каждый лепесток.
Листья лотоса имеют более насыщенный цвет, показать это можно при помощи интенсивной штриховки
С помощью резинки на лепестках показываем блики
Лотос — это цветок, который растет на водоемах.
Тонкими черточками белого карандаша или белой гелевой ручкой рисуем блики на воде и листьях лотоса.
Видео: как просто нарисовать лотос карандашом
Как нарисовать бутон лотоса
- лист бумаги;
- цветные карандаши;
- черный маркер;
- ластик;
- белая гелевая ручка;
- карандаш НВ.
- Шаг 1
Рисуем две линии, чтобы наметить будущий бутон лотоса.
Рисуем в верхней части по центру крупный лепесток лотоса, а внизу добавим контур, но меньшего диаметра.
По бокам центрального крупного лепестка рисуем еще пару боковых с каждой стороны.
На заднем плане рисуем контур кончиков еще двух лепестков.
В нижней части дорисовываем по два лепестка с каждого бока. В серединке некоторых элементов цветка рисуем линии.
Полученный набросок бутона лотоса прорабатываем черным маркером. Линии построения стираем ластиком.
Создаем оттенок белым лепесткам лотоса нежно-розовым карандашом. Прорабатываем лишь некоторые участки рисунка.
Тень рисуем коричневым карандашом на лепестках, а вот за пределами контура можно прорисовать голубым цветом. Получим готовый рисунок контура.
Видео: как легко нарисовать бутон лотоса
Как нарисовать несколько лотосов
- лист бумаги;
- цветные карандаши;
- черный маркер;
- ластик;
- белая гелевая ручка;
- карандаш НВ.
- Шаг 1
На первом этапе наметим будущие листики в водоеме в виде трех овалов разного размера.
Теперь добавим в рисунок пару лотосов. Их разметим в центре листа возле по-другому.
Детальнее рисуем контур каждого листика, добавив линии прожилок в середине фигуры.
Лишние линии построения стираем ластиком. Прорисовываем нижний ряд лепестков лотосов.
Теперь нарисуем серединку лотоса с его тычинками. Вокруг листиков рисуем короткие дуги.
Рисунок лотоса с листиками прорабатываем черным маркером, чтобы получить контур. Используем и ластик на этом этапе, чтобы убрать линии построения.
Листики лотосов зарисовываем зеленым карандашом.
Нежные лепестки лотосов прорабатываем розовым карандашом, а серединку, где имеются тычинки – желтым.
Вокруг листиков рисуем голубым карандашом, чтобы получить цвет водоема. Теперь применим черный карандаш и гелевую ручку с белым стержнем. Рисунок готов!
Также можете нарисовать
27
0
1
295
16
1
79
3
1
87
6
2
61
7
2
329
118
1