Aviatreid.ru

Прокат металла "Авиатрейд"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Построение гипсовой розетки листьев

Построение гипсовой розетки листьев

Рисунок гипсовой розетки

В упражнении по рисованию гипсового орнамента вы продолжали практически изучать основы изображения объемной формы и еще раз убедились в том, что форма выявляется и выражает свои материальные свойства с помощью света.

Новое задание, которое вы выполните, преследует все те же цели, что и раньше: приобщить вас к методически правильному способу рисования, умению смотреть на натуру, частное увязывать с общим, совершенствовать технические навыки владения карандашом и т.д.

В качестве натуры берется сложная архитектурная деталь — розетка из листьев аканта (орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка).

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги . При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента . Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму , верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка . После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента , особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента , следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму , что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Первое впечатление от гипсовой модели данной розетки произведет в сознании сумбур восприятия, так как форма предмета для вас необычна. Сначала присмотритесь к натуре и не сразу, но постепенно вы станете воспринимать ее логику и привлекательность. Вы заметите, что розетка напоминает какой-то фантастический растительный мотив, состоящий из листьев незнакомого растения — аканта, разумеется, стилизованного. Затем обратите внимание на шарообразный плод, поместившийся в углублении между акантовыми листьями. Все детали плода композиционно объединены со всем обликом розетки. Плод отдаленно повторяет форму самой розетки.

Гипсовая копия розетки, которую предстоит рисовать, выполнена исключительно для графического изображения. В прошлом веке неизвестный итальянский скульптор изваял розетки по заказу одной из европейских художественных академий для рисовальных классов. В то время новые формы изобразительного искусства вели борьбу с отживающей рутиной, догмами классицизма, господствующими в живописи, архитектуре и других видах искусства. Скульптор хорошо знал древнегреческие классические формы и привнес часть их в заказанную модель.

Непосредственно перед началом работы по рисованию розетки сделайте компоновочный эскиз, в котором поищите вариант построения конструктивной основы формы гипсовой модели. Пользуясь эскизом, начните выполнение рисунка.

Намечая силуэт общей формы, определите сразу на бумаге ракурс, в котором находится натура. Поскольку ее подвешивают к стене, горизонт будет высоким (перспективные изменения модели нужно учесть).

Общая форма розетки напоминает блюдо. Наметив пересекающиеся вспомогательные прямые — вертикальную и наклонную к горизонту, легко очертите круг, повинующийся перспективным закономерностям, условно ограничивающий края акантовых листьев. Затем посмотрите на четыре диагонально размещенные в промежутках между листьями растительные формы — вы увидите, что они как бы заключены в углы квадрата. Наметьте этот квадрат в пропорциональном отношении к кругу.

Теперь ваш взгляд устремляется к шарообразному плоду в центре розетки. Диаметр его по размеру относится к внешнему диаметру розетки в пропорциях «золотого сечения», которые встречаются в формах розетки еще несколько раз. Предположить, что скульптор знал об этих пропорциях, не составит труда на примере этой модели, но если даже отбросить такую мысль, иные размеры, иные соотношения выглядели бы негармонично. Наш глаз — строгий судья, различающий как привлекательное, так и отталкивающее.

Листья аканта в натуре плавно изгибаются, и в рисунке следует показать невидимую границу изгибов в виде еще одного перспективного круга. Самый маленький круг — выступающую сердцевину плода — тоже не забудьте наметить. Итак, на бумаге образовались очертания, общая форма которых напоминает глубокую коническую тарелку.

Затем конкретизируют общие очертания частей розетки, но не начинают с отдельного контура составной части, а размещают все четыре листа в их соотношении друг к другу. Если посмотреть только на листья аканта и сопоставить их расположение, сразу станет виден как бы крестообразный характер формы. Следовательно, придерживаясь перспективного изображения, проведите прямые линии, служащие общими силуэтами всех листьев. Это сразу конкретизирует общий облик, намечаемой формы розетки.

Вслед за этим продолжите работы над детальной наметкой формы частей, проложите необходимые пятна теней, разумеется, пока чисто условные, создавая более понятное изображение, ориентирующее на дальнейшую конкретизацию уже более мелких форм розетки.

Наступает та стадия работы над рисунком, когда нужно многое уточнить, исправить. Общее впечатление от него сейчас такое, что пространственный характер в основном выявлен и требуется нечто более определенное. Большую форму определяют способом «обрубовки», как сказал скульптор, «отсекая все лишнее».

Получив на стадии «обрубовки» формы объемность рисунка, постарайтесь сохранить это впечатление до конца изображения розетки. Полагаем, что вы не загрязнили рисунок множеством «поисковых» следов карандаша, намечали линии легко и свободно. Рисунок сейчас должен выглядеть таким, что над ним можно еще долго работать.

Тоновое решение изображения розетки с акантовыми листьями зависит от того, как вы справитесь со сложностями накопления штрихового слоя карандаша.

Уже неоднократно упоминалось о том, что неграмотная или скорее безразличная моделировка формы тоном разрушает впечатление объемности рисуемого предмета. Форма в рисунке должна «лепиться» штрихами, прокладываемыми по направлению ее поверхностей, и любое нарушение этого правила ведет к неудаче, а от нее к неуверенности в своих возможностях. Все участки изображения неминуемо требуют моделировки формы, исключая в тоновом рисунке лишь те, где поверхность нуждается в передаче бликов и самых ярких мест.

Построив конструктивную основу формы розетки, вы концентрируете внимание уже на тоновое состояние натуры. Оно пока сложнее по сравнению с тем, что вам приходилось делать до сих пор. Но по сравнению с дилетантами (любителями) вы значительно ушли вперед, многое узнали и практически воплотили в своих рисунках. Дилетант, получив задание нарисовать розетку, не стал бы мудрствовать, а аккуратненько скопировал контуры всей модели и оттушевал их у краев, нисколько не заботясь о соответствии освещенности в натуре и рисунке. А для вас все должно быть иначе, т.е. правильно и грамотно.

На завершающем этапе рисования розетки проработайте детали всей формы, не допуская долгой задержки над какой-то одной. Такое постепенное моделирование тоном помогает все время видеть весь рисунок, т.е. последовательное наполнение изображения плотностью штриховки держит общую тональность рисунка в необходимых границах.

Читайте так же:
Розетка для салона автомобиля

Последовательность в моделировке, «лепке» формы тоном, когда ни один участок изображаемой модели не проработан до конца, помогает вам избежать пестроты, разрушающей целостность изображения.

Выполняя рисунок подобным образом, вы имеете возможность сравнивать тональность изображения с общим тоновым состоянием натуры. Для этого иногда отходите от рисунка на определенное расстояние, позволяющее охватить взглядом и рисунок, и натуру.

Следите за различием в полутонах, но не допускайте того, чтобы оно «запестрело». Если не следовать системе в наблюдении натуры, когда рисующий долго рассматривает какую-либо деталь, зрение обладает свойством несколько «искажать» восприятие и уводить от верности в передаче полутона. Ведь мы обладаем прежде всего цветовым зрением, а изображение создаем черно-белое.

Последовательность проработки формы тоном допускает возможность в ходе работы устанавливать в натуре самые светлые и самые темные градации светотени и держать их в поле зрения. Если в изображении вы не будете определять от них производные, пропорциональные отношения, то законы контраста, действующие при искусственном освещении гипсовой модели особенно активно, приведут к механически повторяемым ошибкам в изображении.

Тоновое изображение в рисунке заключается не в изолированном копировании того или другого участка, а в установлении связи между теми тонами. В каждом рисунке руководствуйтесь методом сравнении, сличайте тона по их насыщенности и светлоте. Старайтесь всегда тренировать зрение, приучая его схватывать в натуре не узкий участок, а более широкий, с тем чтобы только путем сравнения делать вывод о том или ином характере тона.

Чтобы рисунок розетки соответствовал натуре, мало учесть и соблюсти требование светотеневой проработки изображения. Нужно также разнообразить приемы технического исполнения работы карандашом. Рецептов здесь предписать нельзя, ибо у каждого человека свое чувство, умение видеть натуру, понимать ее, свое желание добиться верной передачи тоном материальных свойств предмета (фактур его поверхности).

При завершении любого рисунка всегда необходимо итоговое обобщение.

Рисование гипсовой розетки

Несимметричные орнаменты представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента , следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения , переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью , необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий , и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей. На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму . Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент — абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии — оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

Коллекция книг о живописи и искусстве

Николай Николаевич Каразин - Зимний день

В упражнении по рисованию гипсового орнамента вы продолжали практически изучать основы изображения объемной формы и еще раз убедились в том, что форма выявляется и выражает свои материальные свойства с помощью света.

Новое задание, которое вы выполните, преследует все те же цели, что и раньше: приобщить вас к методически правильному способу рисования, умению смотреть на натуру, частное увязывать с общим, совершенствовать технические навыки владения карандашом и т.д.

В качестве натуры берется сложная архитектурная деталь — розетка из листьев аканта (орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка).

Первое впечатление от гипсовой модели данной розетки произведет в сознании сумбур восприятия, так как форма предмета для вас необычна. Сначала присмотритесь к натуре и не сразу, но постепенно вы станете воспринимать ее логику и привлекательность. Вы заметите, что розетка напоминает какой-то фантастический растительный мотив, состоящий из листьев незнакомого растения — аканта, разумеется, стилизованного. Затем обратите внимание на шарообразный плод, поместившийся в углублении между акантовыми листьями. Все детали плода композиционно объединены со всем обликом розетки. Плод отдаленно повторяет форму самой розетки.

Гипсовая копия розетки, которую предстоит рисовать, выполнена исключительно для графического изображения. В прошлом веке неизвестный итальянский скульптор изваял розетки по заказу одной из европейских художественных академий для рисовальных классов. В то время новые формы изобразительного искусства вели борьбу с отживающей рутиной, догмами классицизма, господствующими в живописи, архитектуре и других видах искусства. Скульптор хорошо знал древнегреческие классические формы и привнес часть их в заказанную модель.

Непосредственно перед началом работы по рисованию розетки сделайте компоновочный эскиз, в котором поищите вариант построения конструктивной основы формы гипсовой модели. Пользуясь эскизом, начните выполнение рисунка.

Намечая силуэт общей формы, определите сразу на бумаге ракурс, в котором находится натура. Поскольку ее подвешивают к стене, горизонт будет высоким (перспективные изменения модели нужно учесть).

Общая форма розетки напоминает блюдо. Наметив пересекающиеся вспомогательные прямые — вертикальную и наклонную к горизонту, легко очертите круг, повинующийся перспективным закономерностям, условно ограничивающий края акантовых листьев. Затем посмотрите на четыре диагонально размещенные в промежутках между листьями растительные формы — вы увидите, что они как бы заключены в углы квадрата. Наметьте этот квадрат в пропорциональном отношении к кругу.

Теперь ваш взгляд устремляется к шарообразному плоду в центре розетки. Диаметр его по размеру относится к внешнему диаметру розетки в пропорциях «золотого сечения», которые встречаются в формах розетки еще несколько раз. Предположить, что скульптор знал об этих пропорциях, не составит труда на примере этой модели, но если даже отбросить такую мысль, иные размеры, иные соотношения выглядели бы негармонично. Наш глаз — строгий судья, различающий как привлекательное, так и отталкивающее.

Листья аканта в натуре плавно изгибаются, и в рисунке следует показать невидимую границу изгибов в виде еще одного перспективного круга. Самый маленький круг — выступающую сердцевину плода — тоже не забудьте наметить. Итак, на бумаге образовались очертания, общая форма которых напоминает глубокую коническую тарелку (рис. 27).

Рисунок 27

Затем конкретизируют общие очертания частей розетки, но не начинают с отдельного контура составной части, а размещают все четыре листа в их соотношении друг к другу. Если посмотреть только на листья аканта и сопоставить их расположение, сразу станет виден как бы крестообразный характер формы. Следовательно, придерживаясь перспективного изображения, проведите прямые линии, служащие общими силуэтами всех листьев. Это сразу конкретизирует общий облик, намечаемой формы розетки (рис. 28).

Вслед за этим продолжите работы над детальной наметкой формы частей, проложите необходимые пятна теней, разумеется, пока чисто условные, создавая более понятное изображение, ориентирующее на дальнейшую конкретизацию уже более мелких форм розетки.

Читайте так же:
Сертификат спринклерный ороситель розеткой вниз

Наступает та стадия работы над рисунком, когда нужно многое уточнить, исправить. Общее впечатление от него сейчас такое, что пространственный характер в основном выявлен и требуется нечто более определенное. Большую форму определяют способом «обрубовки», как сказал скульптор, «отсекая все лишнее».

Получив на стадии «обрубовки» формы объемность рисунка, постарайтесь сохранить это впечатление до конца изображения розетки. Полагаем, что вы не загрязнили рисунок множеством «поисковых» следов карандаша, намечали линии легко и свободно. Рисунок сейчас должен выглядеть таким, что над ним можно еще долго работать (рис. 29).

Рисунок 28

Рисунок 29

Тоновое решение изображения розетки с акантовыми листьями зависит от того, как вы справитесь со сложностями накопления штрихового слоя карандаша.

Уже неоднократно упоминалось о том, что неграмотная или скорее безразличная моделировка формы тоном разрушает впечатление объемности рисуемого предмета. Форма в рисунке должна «лепиться» штрихами, прокладываемыми по направлению ее поверхностей, и любое нарушение этого правила ведет к неудаче, а от нее к неуверенности в своих возможностях. Все участки изображения неминуемо требуют моделировки формы, исключая в тоновом рисунке лишь те, где поверхность нуждается в передаче бликов и самых ярких мест.

Построив конструктивную основу формы розетки, вы концентрируете внимание уже на тоновое состояние натуры. Оно пока сложнее по сравнению с тем, что вам приходилось делать до сих пор. Но по сравнению с дилетантами (любителями) вы значительно ушли вперед, многое узнали и практически воплотили в своих рисунках. Дилетант, получив задание нарисовать розетку, не стал бы мудрствовать, а аккуратненько скопировал контуры всей модели и оттушевал их у краев, нисколько не заботясь о соответствии освещенности в натуре и рисунке. А для вас все должно быть иначе, т.е. правильно и грамотно.

На завершающем этапе рисования розетки проработайте детали всей формы, не допуская долгой задержки над какой-то одной. Такое постепенное моделирование тоном помогает все время видеть весь рисунок, т.е. последовательное наполнение изображения плотностью штриховки держит общую тональность рисунка в необходимых границах.

Последовательность в моделировке, «лепке» формы тоном, когда ни один участок изображаемой модели не проработан до конца, помогает вам избежать пестроты, разрушающей целостность изображения.

Выполняя рисунок подобным образом, вы имеете возможность сравнивать тональность изображения с общим тоновым состоянием натуры. Для этого иногда отходите от рисунка на определенное расстояние, позволяющее охватить взглядом и рисунок, и натуру.

Следите за различием в полутонах, но не допускайте того, чтобы оно «запестрело». Если не следовать системе в наблюдении натуры, когда рисующий долго рассматривает какую-либо деталь, зрение обладает свойством несколько «искажать» восприятие и уводить от верности в передаче полутона. Ведь мы обладаем прежде всего цветовым зрением, а изображение создаем черно-белое.

Последовательность проработки формы тоном допускает возможность в ходе работы устанавливать в натуре самые светлые и самые темные градации светотени и держать их в поле зрения. Если в изображении вы не будете определять от них производные, пропорциональные отношения, то законы контраста, действующие при искусственном освещении гипсовой модели особенно активно, приведут к механически повторяемым ошибкам в изображении.

Тоновое изображение в рисунке заключается не в изолированном копировании того или другого участка, а в установлении связи между теми тонами. В каждом рисунке руководствуйтесь методом сравнении, сличайте тона по их насыщенности и светлоте. Старайтесь всегда тренировать зрение, приучая его схватывать в натуре не узкий участок, а более широкий, с тем чтобы только путем сравнения делать вывод о том или ином характере тона.

Чтобы рисунок розетки соответствовал натуре, мало учесть и соблюсти требование светотеневой проработки изображения. Нужно также разнообразить приемы технического исполнения работы карандашом. Рецептов здесь предписать нельзя, ибо у каждого человека свое чувство, умение видеть натуру, понимать ее, свое желание добиться верной передачи тоном материальных свойств предмета (фактур его поверхности).

При завершении любого рисунка всегда необходимо итоговое обобщение (рис. 30).

Учимся рисовать орнаменты: Рисование гипсовой розетки

Рисование гипсовой розетки 1.jpg

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антаблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или (чаще) из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антаблементах, базах и гипсовых розетках.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед студентами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Рис. 93

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Студентам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются.

Рисование гипсовой розетки

Изображение орнамента гипсовой розетки следует начинать с размещения ее на листе бумаги. При этом изображение розетки необходимо начинать с прямоугольной плиты, а не самого орнамента. Для этого намечают видимую с данной точки зрения общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Здесь необходимо отметить, что на начальной стадии построения важно правильно определить основные габаритные размеры с учетом перспективного сокращения. От того, насколько верно определены размеры плиты, во многом зависят основные пропорции орнамента и его составных элементов. Определив основные размеры плиты и ее положение в пространстве (наклонное, вертикальное), намечают ось симметрии, являющуюся базовой основой рисунка. После чего, ориентируясь на характерные точки построения, строят линии, определяющие массу орнамента, и вспомогательными линиями намечают узловые пункты лепестков и отдельных форм как у основания плиты, так и на выступающей поверхности, обозначая характерными точками основные узлы ближних элементов и перспективную отдаленность элементов, парных к ним. Это относится к рисованию модели с трехчетвертного положения.

Читайте так же:
Розетки детском саду нормы

Рис. 94

Для ясности построения конструкции изображения рельефа орнамента нужно прорисовывать легкими линиями, как бы прозрачно, насквозь, все видимые и невидимые формы элементов. Это поможет проследить за ходом построения высоты рельефа орнамента, особенно на дальней, скрытой от глаз стороне высоты рельефа. Наметив основную выступающую массу орнамента, следует перейти к определению его крупных элементов. Проверив их, можно будет приступить к построению более мелких деталей. Работая над деталями, не следует терять из вида уже намеченную большую форму, что часто случается с начинающими рисовальщиками. При построении изображения гипсовых розеток с симметричным расположением орнамента необходимо последовательно намечать симметричные детали как справа, так и слева или, намечая ближнюю, следует намечать и дальнюю с одинаковой степенью прорисовки, но с учетом удаленности.

Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Рис.95. Принципы построения гипсовых несимметричных орнаментов

Несимметричные орнаменты (рис.95) представляют собой более сложную форму для рисования с натуры. Здесь, прежде всего, необходимо основываться на характере формы изгиба и завитка, правильно соотносить их пропорциональные части между собой и с целым. Намечая вспомогательными линиями основные размеры орнамента, следует установить взаимосвязь отдельных частей между собой. Установив основные пропорциональные отношения, переходят к изображению изгибов лепестков, цветов, веток, а также спиральных кривых завитка, сопоставляя их с остальными, ранее уточненными деталями. Приступая к выявлению объемной формы светотенью, необходимо подчеркнуть характер изгиба форм, плавность переходов линий, и главное, правильно сопоставить силу тонов как в тени, так и на свету, приближая рисунок к определенной степени завершенности.

Наиболее сложным объектом для рисования в архитектурной орнаментировке является лист аканта, применяемый в основном в качестве декоративного элемента в композиции сложных по форме коринфских капителей (см. рис.92). На рисунках этой капители можно увидеть, как в определенном порядке расположены лепестки листьев аканта, волюты, различные завитки. При изображении подобных сложных капителей прежде всего следует постараться понять их конструктивную сущность, основу, составляющую общую форму. Ее, как правило, составляет либо усеченный конус, либо усеченная четырехгранная пирамида, направленная широким основанием вверх. Ее верхний элемент — абака, представляет собой плиту сложной конфигурации, в основе которой лежит квадрат. Это хорошо прослеживается при рассмотрении плиты в плане (сверху), когда все острые углы одинаково удалены от центра. Для построения таких капителей необходимо понять, что они, как и остальные, относятся к телам вращения. Поэтому построение следует начинать со средней линии — оси симметрии, так же, как при построении дорической и ионической капителей.

Урок 20-а. Рисунок орнамент. Рисование орнаментальных форм (Часть 1)

1. Геометрический орнамент. Учебный рисунок

Орнамент, иначе художественное украшение самых разнообразных предметов — посуды, оружия, одежды, архитектурных сооружений, известен с древнейших времен. В отдаленные эпохи, когда человек умел делать только простейшие орудия труда, он уже стремился их украсить.

Орнамент не существует в чистом виде, сам по себе, а обязательно является украшением какого-либо предмета, и всецело зависит от его формы, размера, назначения и стиля. Орнамент композиционно связан с предметом и усиливает его эстетическую выразительность.

В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом на холсте, примеры работ художника можно увидеть в разделе «продажа картин», а также на нашем сайте предоставлена услуга портрет на заказ по фотографии, примеры таких картин смотрите в рубрике «заказать портрет».

2. Лавровая ветка. 1-я стадия рисунка

Для построения орнамента художники используют геометрические формы (треугольники, квадраты, окружности, различные объемные геометрические тела), растительные мотивы (листья, ветви, деревья, цветы, плоды), изображения животных и т. д. Вводится в орнамент и обобщенное изображение человека.

Однако не всякое изображение различных форм будет орнаментом. Непременное свойство орнамента — соразмерность его частей, композиционное единство и ритмичность элементов. Составные части его могут сочетаться в бесконечно большом количестве комбинаций, образуя всевозможные фигуры. На плоскости элементы могут объединяться в замкнутом «движении» (в круге, квадрате), в сквозном движении, могут направляться прямо, волнообразно, по спирали и т. д. Примеры такого орнамента мы найдем в художественном ткачестве, набойке, вышивке тканей, в книжной графике.

3. Лавровая ветка. 2-я стадия рисунка

Орнамент применяется и для украшения объемных форм — от мелких предметов быта до архитектурных сооружений. Форма этих объектов весьма различна, различно и построение на них орнамента. На предметах, представляющих тела вращения, орнамент помогает активному восприятию формы, помогает оценивать массу, масштабность, пропорции; ритм его элементов подчеркивает объем, уводит в глубину, помогает зрительно замкнуть объем. Соответственно другие задачи выполняет орнамент в оформлении прямоугольных, граненых или сферических форм.

Орнамент, как правило, динамичен, т. е. части его сливаются в некий поток, имеющий главное направление. «Движение» форм орнамента очень разнообразно. Оно то равномерно, то ритмично усиливается или ослабевает, может быть уравновешенным или симметричным по одной оси, с центральной симметрией и другими видами симметрии; бывают орнаменты, построенные и по принципу асимметрии.

4. Лавровая ветка. Законченный линейный рисунок

По способу исполнения орнамент различают: плоский, исполненный на поверхности предметов, например на ковре, ткани, на фарфоре, керамике, стенах зданий и т. д.; рельефный — возвышающийся над плоскостью (лепные украшения зданий, ваз, рельефная резьба по дереву, камню, кости, литье и чеканка по металлу); врезанный в глубь поверхности — гравировка металла, глубокая резьба по кости, дереву; ажурный — кружевоплетение, металлическая скань.

Рисование орнамента — обязательная ступень в системе обучения рисунку в художественных школах всех типов, оно помогает учащемуся овладеть декоративной формой. В художественно-промышленных учебных заведениях одновременно ставится и другая, не менее важная цель, — па высокохудожественных образцах развить у учащихся декоративное мышление. Будущий художник прикладного и декоративного искусства должен полюбить орнамент и приложить много сил к его изучению.

5. Цветок лотоса. Начало построения рисунка

Изучая орнамент путем практических зарисовок, учащийся лучше будет усваивать основные закономерности декоративного искусства. Строя рисунок, например, декоративной вазы, он столкнется с такими существенными положениями, как соотношение объемов и их форм, различных по величине и массе. Эти соотношения гармоничны, они найдены или выдающимся художником, или целым народом в течение длительного периода. Поэтому даже небольшое нарушение пропорций вазы сделает изображение непохожим, лишенным гармонии форм.

Сказанное относится и к орнаментальному убранству. Нарушение ритма орнамента, его масштабности также зрительно деформирует объем. Если, например, орнаментальный фриз на корпусе вазы расположить в рисунке несколько ниже или выше, чем в натуре, форма корпуса будет казаться уже другой. Ширина фриза, величина его деталей также оказывают сильное влияние на зрительное восприятие формы предмета в целом.

6. Цветок лотоса. Законченый учебный рисунок

При упражнениях в рисовании отдельных деталей орнамента (ветки, розетки, листья) самбе главное — уметь анализировать закономерности его строения, найти ритм движения элементов и соотношение с поверхностью, на которой он расположен. Натурой для этих упражнений служат обычно гипсовые слепки с рельефного орнамента, деталей архитектуры, декоративных ваз, мебели, утвари и т. д.

Читайте так же:
Устройство двойной телефонной розетки

Такой орнамент может быть расположен и на плоскости, и на предметах округлых, и на более сложных комбинированных формах. Поэтому, приступая к рисованию какой-либо орнаментальной детали, сначала анализируют конструкцию основной формы, потом изучается орнамент, его связь с этой формой, характер его движения или изгибы его оси, членение, масштабность (пропорции).

В такой же последовательности выполняется и рисунок. И только когда все это увязано, переходят к построению и прорисовке деталей.

АРХИТЕКТУРНЫЙ МОТИВ

На рис. 1 часть стены, заканчивающаяся вверху карнизом, находится выше горизонта. В натуре преобладают прямые вертикальные и горизонтальные направления.

7. Асимметричная деталь орнамента. Начало рисунка

При построении такого рисунка важно верно почувствовать углы наклонов горизонтальных линий, удаленность точек схода влево и вправо, пропорции ширины левых и правых боковых поверхностей по отношению к высоте всей верхней выступающей массы. Когда все это найдено, можно приступать к членению на детали, учитывая перспективные сокращения.

ВЕТКА ЛАВРА

Рельефно вылепленная на плоскости изогнутая лавровая ветвь поставлена фронтально. Формат бумаги подбирается соответствующий пропорциям натуры.

Средняя линия стебля ветки (ее скелет) изогнута в виде довольно симметричной петли.

С наброска этой линии (рис. 2) и советуем начинать построена рисунка, следя за правильностью изгиба петли и ее пропорций, сравнивая высоту всей петли с шириной и местом пересечения. Намечаются внешние границы всей ветви, т. е. общей массы листьев, которая затем расчленяется на группы по три и по два листа. При этом все время уточняется взаимное расположение и величина всех частей ветки, для чего соединяют вспомогательными линиями вершины и края листьев, ее поставляя — их по вертикали и горизонтали (рис. 3).

Когда общее построение намечено и проверено, прорисовывается более точно форма деталей — листьев и стеблей.

Надо обращать особое внимание на плавность и связанность изгибов отдельных частей с общим движением ветки.

Рисунок выполняется линейно. Тени едва обозначены легкой штриховкой (рис. 4).

СИММЕТРИЧНАЯ ДЕТАЛЬ ОРНАМЕНТА

Плита прямоугольной формы с симметрично расположенным посредине рельефным изображением цветка поставлена под случайным углом к лучу зрения.

8. Асимметричная деталь орнамента. Законченный рисунок

Определяется высота линии горизонта (на уровне верхнего края лепестков) и намечается перспективное построение гипсовой плиты: взаимное положение углов доски и наклонов ребер, направляющихся в точки схода. Затем находят среднюю линию плиты, которая служит осью симметрии орнамента. Делается набросок всего рельефа цветка, уточняется взаимное положение деталей. Рельеф довольно сильно выступает, поэтому особое внимание надо уделить правильному положению профиля цветка относительно оси симметрии. Больше всего выступают верхняя точка среднего лепестка и нижняя чашечка (рис. 5). Следующий этап работы — уточнение и проработка объемной формы, выявление рельефа (рис. 6).

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ

На прямоугольной плите расположена рельефно вылепленная стилизованная ветка со стеблем, завитым в своеобразную спираль с листьями (рис. 7, 8).

Мотив асимметричен, но завиток своим движением по плоскости обогащает ее всю довольно равномерно. Создается как бы устойчивое равновесие движений по плоскости.

Натура поставлена под небольшим углом к картинной плоскости для лучшей оценки силы рельефа форм.

Основная трудность в построении этого рисунка — передача правильного расположения скелета рельефа, т. е. построение движения завитка стебля и основных масс листьев. Направление последних начинается от стебля, сначала как бы повторяя его, затем отклоняется в разные стороны, постепенно ослабляясь.

Методическая разработка по предмету рисунок «Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа»

Методическая разработка на данную тему послужила то, что в школьной программе по ФГТ по предмету «Рисунок» в третьем классе, включены темы такие как, рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. На это задание отводится 9 часов. На первом уроке выполняем анализ формы, 1 этап и начало 2 этапа, на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап, на третьем занятии выполняем 4 и 5 этап.

На пути к профессиональному обучению в сфере изобразительного искусства начальным звеном является ДШИ, ДХШ (художественное отделение). Выпускники желающие поступить в высшее художественные заведения сталкиваются с тем, что на вступительных экзаменах по рисунку в постановках обязательно вводится гипсовый орнамент, и учащийся должен отлично справиться с поставленной перед ним задачей.
В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры. Рисование орнамента является переходным звеном на этапах обучения рисованию. Уроки позволяют понять свет о тон и после перейти к рисованию более сложных моделей.

Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ

Цели данной разработки состоит в том, что бы облегчить понимание учащимися несложными наглядными объяснениями о формировании и систематизации знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная перспектива).

Развить образное и пространственное мышление на основе упражнений

направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Научить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы целостно и развить глазомер, повысить наблюдательность.

Закрепление последовательности изображения натуры и целостность всей работы.

Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная гипсовая розетка, ватман А 3, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик, кнопки, мольберт. Розетка располагается на уровне глаз, линия горизонта проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое мягкое.

Анализ формы, компоновка и построение плиты.

Прежде чем приступить к работе, нужно изучить розетку со всех сторон, анализируя высоту на разных участках. Данная розетка «Трилистник» симметричная, ось симметрии проходит по центру плиты вертикально. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента лежат осевые симметрии (одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются).
Орнамент имеет центральный лепесток и два ответвляющихся боковых, основание трилистника имеет форму раскрытой книги. В профиль высота верхней части больше нижней, причем верхняя часть центрального лепестка приподнята и напоминает нос корабля. Если опустить прямые линии от крайних точек трилистника получится пятиугольник. Завершив анализ формы розетки, нужно выбрать точку зрения. Лучше садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещения. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Изображение трилистника следует начинать с размещения орнамента в листе, т.е. с композиционного решения. Причем начинаем с плиты: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта). Пропорции плиты примерно равны 45. Построив основание плиты, ПОДНИМАЕМ верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.

Компоновка и построение.

Размечаем основные точки основания трилистника (нижнее основание чуть меньше верхнего) на верхнем основании плиты с применением перпендикуляров к оси симметрии на которых находятся эти точки. Таких линий будет 9. 1- вершина, 2- самая широкая часть центрального лепестка,3-вершины боковых лепестков, 4-соединение лепестков, 5- крайние точки ширины трилистника, 6-изменение рельефа трилистника, 7-самая узкая часть трилистника, 8-широкая часть основания,9-узкая часть основания. На этих линиях отмечаем ширину нижнего основания трилистника, сравнивая ее между собой, плитой и опуская вертикали. Можно ускорить работу, соединив вершину А с крайними точками ширины трилистника В-В и нижним основанием С-С. Ширину на 2,3,8 осях получаем автоматически. Соединяем полученные точки тонкими четкими линиями и получаем обрубовочное основание трилистника. Из полученных узлов поднимаем высоту трилистника, учитывая разницу высоты нижнего основания и вершины, а также угол наклона. При построении постоянно помним о перспективном сокращении. Отметив высоту у каждого узла, соединяем верхнее основание более четкими линиями, чем нижнее. Получаем обрубовочную форму трилистника.

Читайте так же:
Проходная розетка тв спутник

Округление и проработка деталей трилистника.

Третий этап заключается в определении формы лепестков и цельной формы трилистника. Чтобы получить форму центрального лепестка нужно простроить рельеф верхнего основания нижней части трилистника. Этот рельеф может показаться очень запутанным в построении, поэтому нужно проявить внимательность. Во-первых, опускаем перпендикуляры с нижней части на верхнюю через вершины и впадины. Полезно рассмотреть данный рельеф вблизи и пощупать руками, можно выполнить схему во фронтальном положении. Построение начинаем от центральной оси- от ложбины центрального лепестка-1. Далее опускаем перпендикуляр из вершины центрального лепестка-2, ложбины крайних лепестков -3, вершины «разворота книжки»-4, впадины «разворота книжки»-5 и угла основания трилистника-6. Отмечаем на них высоты, соединяем прямыми линиями и округляем. Теперь приступаем к определению формы центрального лепестка: опускаем прямые линии из узловых точек второго перпендикуляра верхнего основания центрального лепестка в точки 2-2 рельефа основания трилистника. Далее округляем форму трилистника: добавляем и убавляем объем. Добавляем в верхней части у центрального и боковых лепестков и убавляем (углубляем) в нижней части трилистника. Завершаем форму окантовкой по краю трилистника.

4 ЭТАП
Объемно-пространственное решение с добавлением минимального тона.

Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, т. к. это гипс, работая в серой тональной растяжке. Тон нарабатываем от линий, не забывая уточнять сами линии.

5 ЭТАП
Обобщение. Завершение.

Этот этап включает в себя легкое обозначение плиты и орнамента относительно друг друга как единого целого. Легко топим плиту серым тоном, выделяя при этом орнамент. Обобщенно проходим по теням собственным и падающим.

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: рисунок

Тема: «Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа» — 9 часов (3 занятия по 3 часа)

Тип урока: Урок формирования умений‚ навыков

Вид урока: рисование с натуры

Материал, формат: карандаш «Т», «ТМ», «М», плотная бумага формата А3, ластик.

Цель: Построение асимметричного рельефа по законам перспективы (Рисунок гипсового рельефа произвольной формы).

— формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная перспектива);

— формирование понимания объемного и плоского изображения;

— развитие образного, пространственного мышления;

— развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развитие глазомера, наблюдательности;

— учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы целостно;

— закрепление последовательности изображения натуры;

— осознание логической структуры объемно-пространственного изображения гипсовой розетки с необходимым применением тона;

— воспитание аккуратности при работе графическими материалами.

Методы и приемы работы: мотивация учебной деятельности, наглядный метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное действие, рефлексия.

Зрительный ряд:

Таблица «Последовательность построения несимметричных орнаментов»

дидактические материалы «Рисунок гипсового рельефа»

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и задач урока

III. Основная часть

Плита расположена на стене вертикально. Освещение орнамента контрастное, с левого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.

Этапы работы:

Первый этап (выполняется на первом занятии)

Композиционное размещение рисунка на листе

Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Можно сделать форэскиз.

Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод образного сравнения.

Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее верхнему краю.

Второй этап (выполняется на первом занятии)

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения

Сложную пластическую форму сводим к простым геометрическим объемам и плоскостям.

Начните рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты, для этого отметьте общую форму, нижние, верхние и боковые границы. Также определите размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в пространстве. Учтите, что от правильности определения плиты во многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.

На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определим середину плиты, проведя диагонали.

Наметьте линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка. Затем, в зависимости от формы розетки, постройте основные линии яблока (тонкими линиями намечаем форму, ограничивающуюся листьями). Заключите в нее многоугольник (количество углов зависит от количества лепестков – выступающих точек). Отметьте точками все основные узлы элементов. Если розетка находится под углом, располагайте все фигуры пропорционально с учетом перспективы.

Легкими полупрозрачными линиями прорисуйте основные линии конструкции, яблоко и листья. Тщательно стройте даже невидимые линии, так как малейшая ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создайте общий силуэт, при этом обратите внимание, чтобы все части были пропорциональны по отношению друг к другу.

Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами условно отметьте основные пятна теней.

Постепенно «обрубайте» все лишнее и добавляйте мелкие детали. Получите максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняйте рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.

Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой плите, выявляем характерные формы.

Третий этап (выполняется на втором занятии)

Выявление объемности розетки с помощью светотени

После проверки и уточнения построения орнамента переходим к светотеневому решению рисунка. Выберем масштаб отношений света и тени, определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив нетронутыми самые светлые места орнамента, уточним градацию тоновых отношений. Проработаем каждую деталь орнамента тоном, выявив ее объем.

Приступая к созданию тонового решения рисунка, ни в коем случае не заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности орнамента. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени освещенности на рисунке и настоящей розетке. Не задерживайтесь долго на одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией, чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем изображении.

Проработайте все детали. Отойдите от рисунка на некоторое расстояние и постарайтесь увидеть его и натуру одним взглядом. Не допускайте пестроты, старайтесь верно передавать оттенки в черно-белом рисунке, для этого установите связь между тонами, сравнивайте их по светлоте и насыщенности.

Четвертый этап (выполняется на третьем занятии)

Обобщение

Детали на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. В процессе работы над рисунком для достижения цельности постоянно сравниваем части розетки друг с другом, соблюдаем тональные отношения между частями.

Сравниваем рисунок с натурой, добиваемся цельности и выразительности.

IV. Итог урока

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце каждого занятия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector