В большинстве случаев выплаты производятся, однако бывают и негативные сценарии. Зачастую они следуют из-за несоблюдения туристом процедуры страхового обращения…
В Роспортебнадзор иногда поступают жалобы от турагентов, чьи клиенты получили отказ в страховом возмещении. Стандартная ситуация выглядит следующим образом. Приехав в условную Турцию, турист подвыпил, а затем попал в ДТП или просто споткнулся. Его отвезли в больницу, оказали первую помощь и назначили лечение. Когда наступило время оплаты счетов за медицинские услуги, страховщик отказывает в их компенсации. Обычно это аргументируется тем, что клиент пребывал в состоянии алкогольного опьянения, и именно оно стало причиной происшествия.
Такая ситуация означает, что отдыхающему крупно не повезло – ему попался не вполне добросовестный страховщик. По наблюдениям экспертов туристического рынка, нормальные страховые компании (которых большинство) так не поступают. Даже если в договоре имеется оговорка о невыплате компенсации загулявшему туристу, она актуализируется редко. Это связано с тем, что страховщику необходимо доказать причинно-следственную связь между опьянением и несчастным случаем.
Сделать это довольно сложно. Например, пьяного туриста сбила машина на пешеходном переходе. С одной стороны, его внимание было, действительно снижено алкоголем. С другой – любой юрист легко докажет, что подобный инцидент мог произойти и с абсолютно трезвым человеком. То же самое касается драк, падений и прочих происшествий. Исключение составляют разве что пьяные дебоши, которые устраивают сами туристы и сам же в них страдают. В этом случае шансы не получить медстраховку резко повышаются, особенно, если инцидент зафиксирован камерой.
Несколько лет назад страховщик отказал в выплате российскому туристу, получившему травму в бассейне. Он был настолько пьян, что прыгнул в него, не заметив отсутствие воды. Однако, вернувшись в РФ, мужчина подал на страховую компанию в суд и довольно легко выиграл дело. Страховщику пришлось компенсировать затраты на лечение в полном объеме.
В некоторых случаях недобросовестное поведение демонстрируют клиники, где лечат туристов. В Турции были случаи, когда врачи проводили алкотесты, которые фиксировали наличие градусов в крови пострадавших. Затем вымогалась взятка за изменение результата теста с положительного на отрицательный. Несогласным – эскулапы грозили отправкой протокола проверки страховщику, который, якобы откажет в возмещении.
Как говорилось выше, страховые фирмы редко отказывают в компенсации даже «перебравшим» туристам. Если вы уверены в порядочности страховщика, вестись на уговоры хитрых врачей, разумеется, не следует. Еще лучше – при заключении страхового договора убрать из него оговорку о невыплате возмещения подвыпившему туристу. В этом случае стоимость полиса может возрасти.
Но если вы точно знаете, что будете проводить отпуск «весело и громко», такие затраты могут быть оправданы. При полном отсутствии в тексте «алкогольного» пункта, исчезает сама возможность отказа в выплатах загулявшим туристам.