Aviatreid.ru

Прокат металла "Авиатрейд"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема управления электрозадвижкой

Схема управления электрозадвижкой

Здесь представлены наиболее простые схемы управления электрозадвижками, применяемые в КИП и А на основе концевых (путевых) выключателей.

Внимание! Так как схемы работают под напряжением 220 ⁄ 380 Вольт, опробование и наладка должна производиться квалифицированным персоналом с соответствующей группой допуска по электробезопасности.

Схема управления электрозадвижкой в простейшем случае представляет собой блок концевых (путевых) выключателей, связанных с кнопками управления и электормагнитными реле (пускателями). В большинстве случаев содержит блокировочный выключатель ручного упрвления (КБР).

Может содержать токовое реле выключения (мгновенное выключение при превышении уставки тока) и телеметрический указатель положения задвижки. В данной статье не рассматриваются.

На рисунках 1 и 2 изображены две схемы управления задвижками. В первой используются четыре концевых выключателя для управления электродвигателем и лампочками сигнализации положения задвижки, во второй — два.

Общими элементами являются:

K1 — электромкгнитное реле (пускатель, далее реле) открытия;
K2 — электромкгнитное реле закрытия;
SB1 — кнопка "Открыть";
SB2 — кнопка "Закрыть";
SB3 — кнопка "Стоп";
E1 — лампа, индицирующая открытие задвижки "Открыта";
E2 — лампа, индицирующая закрытие задвижки "Закрыта";
S6 — тепловое реле, выключающее электродвигатель при повышение тока нагрузки — заклинивание задвижки, редуктора, исчезновении одной фазы.
S1 — контакт КБР, является предохранительным выключателем схемы управления электрозадвижкой. Когда задвижка переведена на ручное управление блокирует цепи управления электрозадвижки, предотвращая случайное включение ее с пульта управления, чтобы не пострадал технологический персонал и т.д.
S2 — S5 — контакты концевых (путевых) выключателей, управляемые кулачковым механизмом блока, жестко механичекски связанным с управляемой задвижкой.
K1.3 — K1.5, K2.3 — K2.5 — силовые контакты реле K1 и K2, подающие напряжение 380 Вольт на электродвигатель.

Схема управления электрозадвижкой с четырьмя концевыми выключателями

Рис. 1. Схема управления электрозадвижкой с четырьмя концевыми выключателями

Когда электрозадвижка находится в среднем положении, в выключенном ручном режиме, то фаза "C" проходит через контакты стоповой кнопки SB3, замкнутый контакт КБР (S1) и конечные выключатели S2 и S3 на контакты кнопок SB1 и SB2 (соответственно: открыть, закрыть).

При нажатии кнопки SB1 "Открыть", срабатывает реле K1 и самоподхватывается через контакты K1.1. Через его силовые контакты K1.2 — K1.5 подается напряжение на электродвигатель M1, задвижка начинает открываться до тех пор, пока не нажата кнопка SB3 "Стоп" или кулачковый механизм блока концевых выключателей не разомкнет контакт S2, отвечающий за останов задвижки в положении "Открыта". При достижении этого положения, т.е. задвижка в положении "Открыта", контакт выключателя S4 должен замкнуться (выставляется соответствующим кулачком в блоке концевых выключателей), ламочка E1, индицирующая открытое положение задвижки начинает гореть. Дальнейшие попытки нажать кнопку "Открыть" ни к чему не приводят, т.к. контакты конечника S2 разомкнуты и напряжение на кнопку SB1 "Открыть" не подается. Зато, на кнопку SB2 "Закрыть" поступает напряжение через контакты S3, при ее нажатии задвижка закрывается.

Аналогичным образом осуществляется и механизм закрытия задвижки. Если она находится в среднем или открытом положении, в выключенном ручном режиме, то фаза "C" проходит через контакты стоповой кнопки SB3, замкнутый контакт КБР (S1) и конечный замкнутый выключатель S3 на кнопку SB2 "Закрыть". При ее нажатии срабатывает и самоподхватывается через контакты K2.1 реле K2, напряжение через его силовые контакты подается на двигатель M1 (с обратным включением фаз "B" и "C") и задвижка начинает закрываться до тех пор, пока не будет нажата кнопка SB3 "Стоп" или не разомкнется концевой выключатель S3, настроенный на размыкание при достижении задвижкой закрытого состояния. Также загорается лампа E2, показывающая, что задвижка закрыта. Для этого должен быть правильно выставлен толкатель кулачкового механизма, отвечающий за замыкание контакта выключателя S4.

Нормальнозамкнутые контакты реле K1.2 и K2.2 размыкаются разнонаправленно при срабатывании соответсвующего реле, тем самым предотвращая одновременное включение обоих реле, что привело бы к межфазному замыканию.

Конечник S1 (КБР), включен непосредственно в цепь блока контаков путевых выключателей S2-S5, что позволяеят выполнить монтаж цепей управления задвижки от щита управления 5-жильным кабелем.

В этой схеме управления электрозадвижкой задействованы четыре концевых выключателя блока концевиков, — два на отключение цепей управления, два на включение лампочек индикации, что требует установки каждого концевика отдельно. Но если по технологии требуется, чтобы лампочки индикации конечнго положения загорались раньше, чем это положение достигнуто, то это может быть и достоинстом.

Схема управления электрозадвижкой с двумя концевыми выключателями

Рис. 2. Схема управления электрозадвижкой с двумя концевыми выключателями

Аналогичен предыдущей схеме, за исключением, того что контакты S1 КБР вынесены за пределы блока концевых выключателей, т.е. фаза "C" подается непосредственно на контакты S2 и S3. Это позволяет обойтись двумя концевыми выключателями, используя их нормальноразомкнутые контакты для включения лампочек положения задвижки. Это очень удобно, так как лампочки загораются только в тот момент, когда действительно сработал тот или иной конечный выключатель.

Как уже было сказано выше, лампочки индикации задвижки загораются только в тот момент, когда действительно сработал тот или иной конечный выключатель.

Если требуется подключить S1 (КБР), то при монтаже блока концевых выключателей на задвижке в кабеле потребуется две дополнительных жилы. То есть в кабеле должно быть не меньше семи жил.

Автоматизация электропривода задвижки

Видео по теме «Видеорепортаж, ч.1: АБС ЗЭиМ Автоматизация, демонстрационная зона выпускаемой продукции»

Представляя собой широко известный регулирующий орган, задвижка применяется в качестве запорной арматуры для того, чтобы перекрыть движение пара, газа или жидкости по трубопроводам.

Привод задвижек

Схема привода задвижек.

По конструкции различают 3 типа задвижек: клинкетные, конические и кольцевые.

Клинкетные задвижки получили наибольшее практическое применение, они служат для того, чтобы перекрывать проход жидкости в трубе при помощи плоского затвора, который входит в поток перпендикулярно текущей жидкости.

Автоматизация электропривода задвижки

Схема электропривода с электромеханической муфтой

Схема электропривода с электромеханической муфтой.

Видео по теме «Задвижка шиберная»

Задвижки, как правило, выполняют 2 команды: закрыть или открыть трубопровод в зависимости от состояния управляемых органов (насосов или вентиляторов) и от изменения контролируемых параметров (уровня, давления, температуры, расхода и т.п.).

Читайте так же:
Розетки выключатель электромонтажные работы

Гидроприводом, электроприводом и пневмоприводом можно на расстоянии осуществлять управление задвижкой. В основном при автоматизации задвижки пользуются электроприводом благодаря простоте управления.

Видео по теме «Настройка электропривода ГЗ-А.100»

Асинхронный двигатель является электроприводом задвижки, выходной вал которого соединен с червячным редуктором, а выходная шестерня червячного редуктора входит в зацепление с выходным винтом задвижки.

Во время работы электродвигателя затвор вместе с винтом опускается или поднимается, закрывая либо открывая задвижку. Выходная шестерня редуктора через промежуточный редуктор передает вращение ряду дисков с кулачками. Во время открытия задвижки кулачки поворачиваются вправо и переключают контакты микровыключателя КВО. Во время закрытия задвижки кулачки поворачиваются влево и переключают контакты микровыключателя КВЗ. Диски с кулачками расположены таким образом, что во время полного открытия задвижки происходит срабатывание выключателя КВО, а во время полного закрытия — выключателя КВЗ.

Электрическая принципиальная схема управления электроприводом задвижки предусматривает 3 режима управления: дистанционный, автоматический и наладочный.

Дистанционный режим используется при управлении электроприводом на расстоянии, к примеру, с диспетчерского пульта. Для подготовки данного режима устанавливается переключатель управления 1ПУ в положение “Дистанционный”, тумблер 2ВБ в положение “включен”, тумблер 1ВБ в положение “выключен”. На диспетчерский пульт управления питание подается выключателем В.

Схема функционирования

Электрическая схема привода

Электрическая схема привода.

Для того чтобы осуществить команду “открыть задвижку”, оператору нужно нажать кнопку 1КУ, тем самым включить реле 1РП. При этом, реле 1РП, включившись, замыкает в цепи питания катушки пускателя ПО свой открытый контакт, а это способствует включению последнего. Одновременно с включением ПО происходит включение электродвигателя и открывается задвижка.

Когда задвижка достигает крайнего положения, происходит нажатие концевого микровыключателя КВО, а его замкнутый контакт КВО1, размыкаясь, производит выключение пускателя ПО (электродвигатель задвижки выключается), тем временем разомкнутый контакт КВО2, замыкаясь, производит включение сигнальной лампочки ЛО, которая извещает оператора о том что задвижка открыта.

Аналогично описанному сценарию происходит команда “закрыть задвижку” при помощи кнопки 2КУ. Когда задвижка закрывается полностью, загорается лампочка ЛЗ.

Для функционирования цепи сигнализации применен полярный признак образования сигналов. Принцип полярного выбора заключен в том, что с использованием полупроводникового диода аппаратуру можно сделать чувствительной к направлению тока. Для того чтобы получить ток или другое направление, на объекте управления и на пульте управления применяется по 2 полупроводниковых диода, осуществляющих полное избирание и однополупериодное выпрямление, таким образом по одному проводу передается 2 сигнала. Так, если задвижка открыта полностью, протечка тока происходит через диод 1Д, 2Д, при этом загорается лампочка ЛО. Если задвижка полностью закрыта, протечка тока происходит через диоды 3Д, 4Д, загорается лампочка ЛЗ.

Схема автоматического режима

Модификации с электроприводом

Таблица модификаций с электроприводом.

Автоматический режим происходит без участия оператора. Чтобы подготовить автоматический режим, необходимо установить переключатель управления 1ПУ в положение “Автомат”, выключатель ВК в положение «включен», тумблер 1ВБ в положение “выключен”, а тумблер 2ВБ в положение “включен”.

В зависимости от величин контролируемых параметров (расход, уровень и т.п.) со схемы контроля через замыкание контактов 1РК или 2РК подается соответствующая команда, что способствует включению реле 1РП или 2РП. Магнитные пускатели ПО или ПЗ получают и выполняют соответствующие команды открыть или закрыть задвижку.

Выполнение команды управления, как и в дистанционном, в автоматическом режиме контролируется по загоранию сигнальных ламп ЛО и ЛЗ.

Наладочный режим предусмотрен для того, чтобы опробовать работу задвижки электроприводом после ремонтных работ или монтажа. Для подготовки данного режима необходимо установить тумблер 1ВБ в положение “включено”. Напряжение питания в схему управления подается включением автоматического выключателя АВ. Для того чтобы выполнить команду “открыть задвижку”, необходимо нажать кнопку 4КУ, при этом к магнитному пускателю открытия задвижки ПО поступает питание.

Устройство клиновой задвижки

Схема устройства клиновой задвижки.

Видео по теме «5.Настройка концевых выключателей»

Включаясь, ПО делает в схеме следующие изменения:

  1. Замыкает его замыкающий (открытый) контакт ПО1 в цепи самоблокировки (с целью запоминания команды).
  2. Размыкает размыкающий (закрытый) контакт ПО2 в цепи взаимной блокировки (с целью предотвращения подачи ложной команды).
  3. Замыкает в цепи электродвигателя 3 силовых контакта ПО3, а электродвигатель, включаясь переносит задвижку вверх.

Когда задвижка открывается полностью, кулачок диска нажимает на выключатель КВО, замкнутый контакт которого при этом размыкается, а пускатель ПО выключается. Контакты пускателя ПО возвращаются в свое исходное состояние, отключается электродвигатель, а задвижка останавливается.

Чтобы выполнить команду “закрыть задвижку”, следует нажать кнопку 5КУ, при этом к магнитному пускателю закрытия задвижки ПЗ подается питание. Аналогично рассмотренной выше команде происходит схема выключения электродвигателя, изменяется направление вращения (режим реверса). Происходит закрытие задвижки. Электродвигатель выключается при помощи размыкания контакта микровыключателя КВЗ.

В схеме управления предусмотрены следующие виды защиты

Щит управления

Схема щита управления.

Кнопка ЗКУ служит для аварийного выключения электродвигателя.

  1. Защита минимального напряжения (нулевая защита) — это защита, которая срабатывает при полном исчезновении напряжения сети или его значительном понижении, что исключает возможность самозапуска электродвигателя, если внезапно восстановится напряжение, осуществляется с помощью магнитных пускателей или электромагнитных реле напряжения.
  2. Электрическая блокировка. Данная защита достигается посредством включения размыкающего контакта пускателя ПО в цепи питания пускателя ПЗ и наоборот. Соответственно, пока пускатель ПО включен, цепь питания пускателя ПЗ будет разомкнутой, а запустить пускатель ПЗ одновременно с магнитным пускателем ПО невозможно.
  3. Защита электродвигателя от перегрузки при заклинивании задвижки: производится путем размыкания контактов микровыключателя муфты предельного момента ВМ, введенного в общую цепь питания обеих катушек пускателей.
  4. Максимальная защита — это защита электродвигателя от большой кратковременной перегрузки и от токов короткого замыкания. Осуществляется при помощи плавких предохранителей или электромагнитных расцепителей автоматических выключателей.

Видео по теме «Шибер CMO с электроприводом AUMA»

Устройство защиты и управления электропривода задвижки без использования концевых выключателей ПКП1:

  • ПКП1Т — контролирует положения задвижки по току, потребляемому электроприводом, и времени ее перемещения;
  • ПКП1И — контролирует положения задвижки по периоду импульсов, которые поступают с датчика, расположенного на ее валу, и числу оборотов вала.
Читайте так же:
Схема расключения проходных выключателей с 3 места

Прибор ПКП1 предназначен для того, чтобы управлять затворами и задвижками в системе «Водоканал», а также для того, чтобы обеспечивать защиту их механизмам и электроприводам в случае заклинивания без использования концевых выключателей.

Насосная станция

Схема насосной станции.

  • автоматическое выключение электропривода при достижении задвижкой крайнего положения без использования концевых выключателей;
  • индикация и контроль текущего положения задвижки в %;
  • остановка управления приводом и выдача сигнала «Авария» во время проскальзывания механизмов электропривода или заклинивания задвижки;
  • ПКП1 обладает двумя выходными реле для того, чтобы управлять задвижкой, двумя реле — для того, чтобы имитировать концевые выключатели и реле для аварийной сигнализации.

Помимо этого, по желанию заказчика в ПКП1 может быть вмонтирован модуль интерфейса сообщения с ЭВМ RS-485 или модуль, который формирует унифицированный токовый сигнал (4-20 мА), пропорциональный степени открытия задвижки.

Программирование. Настройка на объекте.

Для того чтобы настроить прибор на объекте, с помощью чертежа задаются временные параметры хода задвижки и способы определения концевых положений.

Если известен рабочий ток двигателя электропривода, нужно задать параметры защитного выключения. Заданные параметры будут сохранены в энергонезависимой памяти устройства и останутся неизменными при отключении питания. Программируется прибор с помощью кнопок, расположенных на передней панели.

В целях предотвращения несанкционированного доступа к изменениям параметров установлена защита.

Концевые выключатели — особенности конструкций и примеры использования

В большинстве схем автоматизации и цепей управления применяются концевые выключатели — это аппарат для коммутации электрической цепи посредством воздействия исполнительного механизма на него. Иногда их называют путевыми выключателями. Их применяют в устройствах автоматического электропривода, системах охранной сигнализации и прочих устройства. Типовое применение мы рассмотрим в этой статье, начнем от простого к сложному.

Концевые выключатели - особенности конструкций и примеры использования

Массовое применение концевых выключателей в автомобилях

Я решил начать статью с того, что встречалось большинству обывателей. Если с токарными станками, лифтами и грузоподъемными кранами работают немногие, то с автомобилями сталкивались все.

Первое что приходит в голову это концевой выключатель, сигнализирующий об открытой двери. В классических отечественных автомобилях он использовался для включения салонного освещения (потолочного плафона). В автомобилях семейства ВАЗ Самара или Жигули концевой выключатель расположен в дверной стойке и разрывал цепь плафона.

Концевик для автомобиля

Один из контактов соединен с массой (минусовая клемма), ко второму подключен провод от светильника. Цепь выглядит так: плюс аккумулятора через предохранитель подключается к лампе, второй контакт лампы идет на концевик.

Когда дверь открыта контакты выключателя замкнуты, лампочка горит, торцевая часть закрытой двери прилегая к стойке нажимает на толкатель концевика контакты размыкаются, и свет гаснет.

Концевик в автомобилях УАЗ семейства Патриот

В автомобилях УАЗ семейства Патриот концевик имеет другую конструкцию. Его выводы изолированы от массы и размыкают цепь плюса. В современных иномарках на концевик двери возложено больше задач, например запрет включения положения «Drive» АКПП. Он может располагаться не в дверной стойке, а в самой двери за дверной картой, совмещенно с приводом замка.

Управление цепью стоп-сигнала

Еще одна цепь которая управляется таким же способом — цепь стоп-сигнала. И на автомобилях и на мотоциклах на концевик воздействует рычаг или педаль тормоза после чего зажигается вторая спираль лампы задних фонарей.

Концевик педали тормоза

Кроме того они встречаются в схемах управления центральным замком (в корпусе соленоида-привода замка, который обычно установлен в водительской двери или обоих передних дверях), лампа освещения подкапотного пространства и багажного отделения.

Использование для управления автоматизированным электроприводом

Это самая широкая сфера применения путевых выключателей. Их вводят чтобы избежать заклинивания привода и поломки редукторов и подобных, это нужно для избежания аварийных ситуаций, рассмотрим примеры.

Промышленный конечный выключатель

В принципе основных вариантов использования два. Первый: концевой выключатель нормально-замкнутыми контактами включении в цепь катушки контактора или магнитного пускателя. При срабатывании катушка обестачивается, пускатель размыкается отключая двигатель.

Второй: концевиков несколько, сначала срабатывает тот который дает сигнал на замедление двигателя, будь то переключение обмоток многоскоростного двигателя, введение балласта машин постоянного тока, или на цепь управления частотным приводом, а следом срабатывает выключатель, который дает сигнал на полное отключение двигателя.

В токарных станках они используются для остановки привода перемещения резца. В лифте с их помощью включается цепь подъема на нужный этаж, при его срабатывании лифт останавливается. А в крановых механизмах для остановки механизма подъема груза, перемещения кабины и балки.

Контроль подвижных органов крана

На кран-балках, консольных и мостовых кранах если двигатель не остановить балка врежется в стену и/или съедет с рельс. Для этого с обоих сторон по направлению продольного перемещения (вперед и назад) установлены путевые выключатели, а на стенах или крайних точках рельс стоят ограничительные штанги (обычные металлическое уголки, трубы и подобное).

При приближении к концу рельсы рычаг или толкатель путевого выключателя сталкивается со штангой и цепь катушки контактора отвечающего за движение в этом направлении размыкается (подключена через нормально-замкнутую пару контактов) кран останавливается. При этом цепь пуска двигателя в обратном направлении замкнута и может быть включена с пульта управления.

При повторной попытке включения движения в ту же сторону — контактор не включится, так как цепь катушки разомкнута путевым выключателем.

Частая неисправность заключается не в проблеме с контактами, как могло показаться, а в механическом заклинивании рычага, когда он не возвращается в нормальное положение. В промышленных цехах много вредных факторов типа пыли, влажности и прочих. В случае сгорания контактов — движение в одну из сторон станет не возможным до устранения неисправности.

Такие же выключатели стоят и в схемах ограничения подъема груза. Вот это изображен на картинке.

КУ-701

В принципе аналогичная схема используется и в системах управления лифтов, токарных станков и прочего.

Устройство промышленных путевых выключателей

В зависимости от рода механизмов и условий в которых может работать путевой выключатель корпус может быть взрывозащищенным или иметь влагозащиту. При переключении контактов может возникать искрение или небольшие дуги. Ток коммутируемый концевым выключателем КУ-701 достигает 10 Ампер.

Промышленный путевой выключатель

Контакты приводятся в движение штангой или рычагом, на конце которой часто расположено колесо. Оно нужно для корректного срабатывания и предохранения механизма от скола и поломки от удара об ограничитель. Штанга же, в свою очередь, возвращается в нормальное положение ленточной пружиной или пружиной другого вида.

Обычно в путевых выключателях есть две пары контактов:

Это нужно для реализации разных схем и дополнительных функций и индикаций.

Блоки концевых контактов и их применение

Блок контактов — это устройство для управления автоматизированными задвижками. Такие задвижки устанавливаются на магистральных трубопроводах большого диаметра и удаленных узлов труб произвольного диаметра.

В своем корпусе содержит целый ряд микровыключателей, редуктор, кулачковый вал, устройства для настройки (метки и т.п.). Такой аппарат управляет задвижкой, по принципу похожему на лифт. В зависимости от степени открытия вентиля кулачковый вал нажимает на толкатели микровыключателей.

Блок концевых контактов

Набор мировыключателей нужен чтобы реализовать сигнализацию крайних положений и управляющие сигналы (по 2 пары на положение). Вал задвижки может вращаться много оборотов.

Это сделано чтобы снизить усилия прикладываемые машинистом в случае ручного перекрытия или открытия задвижки. Вал вращается хоть руками, хоть электродвигателем через понижающий редуктор.

В корпусе блока концевых выключателей тоже есть редуктор, он нужен для передачи вращения на кулачковый механизм, таким образом уравнивается количество оборотов задвижки и количество оборотов нужное для срабатывания конкретного микровыключателя.

При этом такие блоки не универсальны, нужно подбирать по передаточным числам редуктора под конкретную задвижку с ее числом оборотов. Основной процедурой по обслуживание является так называемая «выставка концевых выключателей».

Выставляются они путем подбора положения вала задвижки и кулачкового вала в одном из крайних положений. Особо важно при этом сделать так, чтобы задвижка выключалась не в крайнем положении, а с запасом, не доходя до него. Это нужно чтобы двигатель наверняка остановился и не порвал механическую часть.

Использование в устройствах сигнализации

Использование в устройствах сигнализации

Концевые выключатели могут быть использованы как сигнализатор открытой двери, как это делают в автомобиле. Такие датчики устанавливают на дверях помещений, окнах, шкафов и ящиков для охранных целей и для автоматического включения света, например. При этом в охранных комплексах активно используются герконы — аналог концевого выключателя который реагирует на магнитное.

Сигнализатор открытой двери

В промышленных кранах концевые стоят на дверях кабины крановщика, люках подъема на верхнюю площадку, например при обслуживании панелей управления и силовых модулей. При открытом люке или двери цепь пуска силовых контакторов разомкнуться и случайный пуск невозможен. Ниже схема такой установки, в верхней части справа буквами КД и КЛ обозначены концевые двери и люка в виде нормально замкнутых контактов.

Электрическая схема крана

Заключение

Концевые выключатели используются повсеместно и электромонтеру крайне важно разбираться в их устройстве, назначении контактов и разновидностях. Не всегда есть возможность заменить вышедший из строя концевик аналогичным, приходится подбирать подобный, поэтому нужно понимать для чего предназначены его контакты.

Эти знания пригодятся всем людям занятым в сфере ремонта и обслуживания электрических и электронных устройств, как бы странно это не звучало, но они используются даже в ноутбуках как датчик закрытия крышки.

Устройство управления и защиты электропривода задвижки без применения концевых выключателей ПКП1

Прибор ПКП1 предназначен для управления и контроля работой задвижек и затворов и для защиты их механизмов и электропроводов при заклинивании без применения концевых выключателей. ПКП1 с успехом используется, например, в системе «Водоканал».

Функциональные возможности
— Автоматическая остановка электропривода при достижении задвижкой крайнего положения без применения концевых выключателей
— Контроль положения задвижки:
– в ПКП1Т
– по времени ее перемещения и току, потребляемому электродвигателем;
– в ПКП1И
– по числу оборотов вала и периоду следования импульсов, поступающих с датчика на валу задвижки
— Индикация текущего положения задвижки в процентах
— Выключение управления приводом с выдачей сигнала «Авария» при заклинивании задвижек или проскальзывании механизмов электропривода
— Сохранение информации о положении задвижки при обесточивании
— Регистрация положения задвижки при установке модуля стоковым выходом 4. 20 мА или
— Регистрация положения задвижки и управление приводом при установке модуля интерфейса RS485 для связи прибора с компьютером

Прибор измерения и контроля ПКП1 выпускается в двух модификациях:
ПКП1Т – прибор предназначен для управления и контроля положением задвижки по времени ее перемещения и току, потребляемому электродвигателем.
ПКП1И – прибор предназначен для управления и контроля положением задвижки по числу оборотов вала и периоду следования импульсов, поступающих с датчика на валу задвижки.
Прибор измерения и контроля ПКП1 выпускается в корпусах двух типов: настенном Н и щитовом Щ1.

Функциональная схема прибора

Устройство управления и защиты электропривода задвижки без применения концевых выключателей ПКП1

Входы для управления задвижкой и контроля ее положения
Оператор может управлять положением задвижки:
— дистанционно с пульта управления с помощью кнопок, подключаемых ко входам 1. 3 прибора: «Открыть», «Закрыть», «Стоп»;
— с помощью кнопок, расположенных на лицевой панели прибора.
Входы 1. 3 обеспечивают гальваническую развязку между кнопками и прибором. ПКП1Т.
Для контроля тока, потребляемого электроприводом задвижки, используется стандартный измерительный трансформатор тока, например, Т-0, 66-УЗ, подключаемый ко входу 4. ПКП1И. Ко входу 4 подключается датчик импульсов, установленный на валу задвижки:
— геркон;
— датчик Холла;
— активный датчик (индуктивный, емкостный, оптический).

Автоматическая остановка электропривода при достижении задвижкой концевого положения

Блок управления (БУ) ПКП1 позволяет автоматически отключать электродвигатель при достижении задвижкой крайнего (концевого) положения без при менения концевых выключателей. ПКП1Т. При поступлении внешнего сигнала на открытие или закрытие задвижки БУ отслеживает значение силы тока с трансформатора тока и время, отсчитываемое таймером. На время пускового момента сигнал, поступающий с трансформатора, блоком управления игнорируется.
Определение концевого положения может осуществляться одним из трех способов:
— значение тока достигло заданного (параметр СurA) и время, отсчитанное таймером, находится в установленном интервале (IntL. IntH), как при закрытии, так и при открытии задвижки;
— то же при закрытии задвижки, а при открытии по истечении заданного времени (IntС);
— при открытии и при закрытии по истечении заданного времени.
Два первых способа определения концевого положения позволяют плотно закрывать задвижку, определять открытое положение в зависимости от ее конструктивных особенностей.
Третий способ позволяет управлять некоторыми типами задвижек, не допускающих механических перегрузок в концевых положениях.
ПКП1 сигнализирует о достигнутом задвижкой концевом положении, включая реле 4, если задвижка закрыта, или реле 5, если она открыта. Реле 1 или 2 при этом выключается. ПКП1И. Определение концевых положений происходит аналогичным образом, но БУ отслеживает значение периода следования импульсов, поступающих от датчика, и их число, отключение электродвигателя.

Аварийное отключение электродвигателя
Блок управления ПКП1 определяет аварийную ситуацию, при этом выключает управление приводом, включает реле «Авария» и мигание индикатора при:
— заклинивании задвижки в процессе движения;
— проскальзывании вала привода или других механизмов.

Контроль и индикация текущего положения задвижки

В начале работы ПКП1 запускает таймер, отсчитывающий время движения задвижки и вычисляет процент ее открытия.
Любой из этих двух параметров (время движения или процент окрытия задвижки) можно вывести на индикатор прибора.

Выходы
ПКП1 имеет два выходных реле для управления задвижкой (реле 1 и 2), два реле для имитации концевых выключателей (реле 4 и 5) и реле 3 для аварийной сигнализации. Кроме того, в ПКП1 по желанию заказчика может быть установлен модуль, формирующий унифицированный токовый сигнал 4. 20 мА, пропорциональный степени открытия задвижки, или модуль интерфейса связи с ЭВМ RS-485.

Настройка на объекте. Программирование
Для настройки прибора на объекте задают способ определения концевых положений и временные параметры хода задвижки. Зная рабочий ток двигателя электропривода, необходимо задать параметры защитного отключения. Заданные параметры сохраняются в энергонезависимой памяти прибора и остаются неизменными при выключении питания.
Программирование прибора осуществляется кнопками, расположенными на передней панели. Для предотвращения несанкционированного доступа к изменению параметров установлена защита.

Технические характеристики

Номинальное напряжение питания220 В частотой 50 Гц
Допустимое отклонение номинального напряжения–15…+10 %
Тип датчика:
– ПКП1Ттрансформатор тока N (5A) (см. ГОСТ 7746-89)
– ПКП1Игеркон, датчик Холла, активный датчик
Контроль перемещения задвижки:
– ПКП1Тпо времени (5. 999,9 с)
– ПКП1Ипо числу импульсов (до 9999 с)
Время задержки срабатывания по току0,1. 10 с
Максимально допустимый ток нагрузки:
– э/м реле управления привода3 А при 220 В, cos > 0,4
– э/м реле сигнализации состояний3 А при 220 В, cos > 0,4
Дополнительный модуль с токовым выходом4. 20 мА или интерфейс RS-485
Количество разрядов индикации4
Габаритные размеры и степень защиты корпуса
– настенный (Н)130х105х65 мм, IP44
– щитовой (Щ1)96х96х70 мм, IP54 со стороны передней панели

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха+1. +50 °С
Атмосферное давление86. 106,7 кПа
Относительная влажность воздуха (при 35 °С)не более 80 %

Схема подключения прибора ПКП1Т
Схема подключения прибора ПКП1Т

Схема подключения прибора ПКП1И

Схема подключения прибора ПКП1И

ELA-DT: Электропривод поворотный

Электропривод поворотный ELA-DT-30-230VAC-P

Электропривод поворотный серии ELA предназначен для управления шаровыми клапанами (кранами) BAV, дисковыми затворами или другими исполнительными механизмами, работающими за счет поворота рабочего органа на 90° и имеющими присоединительный фланец для установки привода, выполненный в соответствии с ГОСТ Р 55510-2013 или ISO 5211.

Описание поворотного электропривода VALMA серии ELA‑DT

Поворотные электроприводы VALMA серии ELA предназначены для управления регулирующими или запорными шаровыми кранами, дисковыми затворами и другими исполнительными механизмами, требующими поворота рабочего органа на 90°.

Поворотный электропривод представляет из себя электрический мотор с редуктором, выполненный в одном корпусе вместе с платой управления, концевыми выключателями и визуальным индикатором текущего положения. Благодаря использованию редуктора становится возможным обеспечить высокий крутящий момент на выходном валу при сохранении небольшого электропотребления привода, а встроенные концевые выключатели обеспечивают автоматическое отключение электромотора при достижении приводом крайних положений и позволяют отслеживать эти состояния электропривода в системе управления.

Электроприводы VALMA серии ELA представлены в двух исполнениях корпуса: пластиковом (ELA-. -P) и металлическом (ELA-. -M).

Электроприводы с пластиковым корпусом (ELA-. -P) развивают крутящий момент до 30 Н·м и совместимы с шаровыми кранами VALMA серии BAV до DN 25 (G 1″) включительно. Электроприводы с металлическим корпусом (ELA-. -M) развивают крутящий момент до 50 Н·м и совместимы с шаровыми клапанами VALMA серии BAV до DN 50 (G 2″) включительно.

Шаровой кран BAV-S304-2P-T-025 с электроприводом ELA-DT-30-230VAC-P Шаровой кран BAV-S304-3P-F-050 с электроприводом ELA-DT-50-24VDC-M

В зависимости от выбранной схемы подключения один и тот же электропривод VALMA может быть установлен как на регулирующую поворотную арматуру, так и на запорную.

Если электропривод применяется в качестве регулирующего, должна быть использована трехпозиционная схема управления (больше/меньше/стоп). Данная схема управления, как правило, поддерживается приборами, предназначенными для управления клапанами запорно-регулирующими (КЗР), например ПИД-регуляторами ELHART серии ECV.

Если электропривод применяется в качестве запорного, подключение осуществляется через промежуточное реле, а со стороны системы управления достаточно одного контакта (например, сигнала «открыть»). Такую схему управления поддерживает большое количество приборов, например регуляторы ELHART серии ECD в режиме ON/OFF (двухпозиционного) управления.

Особенности поворотного электропривода VALMA серии ELA‑DT

  • в серии представлено два исполнения корпуса: пластиковый и металлический
  • имеются модели с напряжением питания

Технические характеристики поворотного электропривода VALMA серии ELA‑DT

Габаритные размеры поворотного электропривода VALMA серии ELA‑DT

Габаритные размеры электроприводов ELA-DT-30-230VAC-P и ELA-DT-30-24VDC-P, мм Габаритные размеры электроприводов ELA-DT-50-230VAC-M и ELA-DT-50-24VDC-M, мм

Схемы подключения поворотного электропривода VALMA серии ELA‑DT

Электроприводы ELA-DT имеют трехпозиционную схему управления (больше/меньше/стоп). Это обозначает что на привод может быть подано два сигнала: сигнал «открыть» («больше») или сигнал «закрыть» («меньше»). При подаче одного из этих сигналов вал привода приходит во вращение в заданном направлении, при отсутствии обоих сигналов он находится в остановленном состоянии.

Так как время полного хода электроприводов составляет 15. 30 секунд, что в несколько десятков раз превышает период управления большей части систем автоматического регулирования, они могут быть использованы как в качестве регулирующих исполнительных механизмов (для управления регулирующими шаровыми кранами или дисковыми затворами), так и в качестве двухпозиционных (для управления запорными шаровыми кранами или дисковыми затворами).

Схемы подключения приведены на рисунках ниже. Для доступа к клеммам необходимо снять с электропривода верхнюю крышку, выкрутив четыре фиксирующих винта.

Схема подключения электроприводов переменного тока

Управление электроприводом переменного тока осуществляется попеременной подачей фазы (L) на клеммы открытия (3) и закрытия (4). При этом нулевой провод (N) должен быть подключен к клемме 2. Одновременная подача фазы на клеммы открытия (3) и закрытия (4) ЗАПРЕЩЕНА. Электрическая схема, обеспечивающая защиту от одновременной подачи сигналов открытия и закрытия на электропривод приведена в подразделе Рекомендации по подключению электроприводов переменного тока.

  • Обратите внимание на то, что клеммы внутри электропривода пронумерованы справа налево.
  • На клеммы 2. 6 ЗАПРЕЩЕНО подавать напряжение, превышающее напряже-ние питания (указано на шильдике, закрепленном на корпусе привода) более чем на 10%. На клеммы 7. 9 ЗАПРЕЩЕНО подавать напряжение более

Схема подключения электроприводов постоянного тока

Управление электроприводом постоянного тока осуществляется сменой полярности питающего напряжения. Для открытия электропривода необходимо к клемме 3 подключить «минус» (–) источника питания, а к клемме 4 – «плюс» (+); для закрытия наоборот: к клемме 3 – «плюс» (+), к клемме 4 – «минус» (–). При отсутствии разности потенциалов между клеммами 3 и 4 (к обоим клеммам подключен «минус» или к обоим клеммам подключен «плюс») электропривод будет находиться в состоянии «стоп». Электрическая схема, позволяющая реализовать данный принцип управления приведена в подразделе Рекомендации по подключению электроприводов постоянного тока.

  • Обратите внимание на то, что клеммы внутри электропривода пронумерованы справа налево.
  • На клеммы 2. 6 ЗАПРЕЩЕНО подавать напряжение, превышающее напряже-ние питания (указано на шильдике, закрепленном на корпусе привода) более чем на 10%. На клеммы 7. 9 ЗАПРЕЩЕНО подавать напряжение более

Рекомендации по подключению поворотного электропривода VALMA серии ELA‑DT

Рекомендации по подключению электроприводов переменного тока

При подключении электроприводов переменного тока к системе управления рекомендуется использовать промежуточные реле.

Для предотвращения коллизий при одновременной подаче сигналов на открытие и закрытие электропривода при трехпозиционном (больше/меньше/ стоп) способе управления рекомендуется использовать схему, приведённую на рисунке ниже. В данной схеме управления приоритетным является направление на закрытие. Это обозначает что при одновременной подаче сигналов на «открытие» и на «закрытие» электропривод будет закрываться. Для реализации обратного поведения сигналы «открыть» и «закрыть» следует поменять местами.

Рекомендуемая схема трехпозиционного управления (больше/меньше/стоп) электроприводом переменного тока (ELA-DT-. -. VAC-. )Рекомендуемая схема трехпозиционного управления (больше/меньше/стоп) электроприводом переменного тока (ELA-DT-. -. VAC-. )

При использовании двухпозиционного способа управления (открыт/закрыт, без остановки в промежуточных положениях) рекомендуется использовать схему, приведённую на рисунке ниже.

Рекомендуемая схема двухпозиционного управления (открыт/закрыт, без остановки в промежуточных положениях) электроприводом переменного тока (ELA-DT-. -. VAC-. )Рекомендуемая схема двухпозиционного управления (открыт/закрыт, без остановки в промежуточных положениях) электроприводом переменного тока (ELA-DT-. -. VAC-. )

Для считывания сигнала обратной связи с электропривода (полностью закрыт или полностью открыт) рекомендуется использовать блок концевых выключателей, сигналы которого выведены на клеммы 7. 9. Концевые выключатели, сигналы которых выведены на клеммы 5. 6, также могут быть использованы в качестве сигнала обратной связи, но в этом случае необходимо учитывать следующие особенности.

  • При полном открытии (закрытии) электропривода на клемму 5 (6) поступает напряжение, подаваемое на клемму 3 (4). Таким образом, для считывания обратной связи с клемм 5. 6 следует использовать схему подключения нагрузки с общей нейтралью (при полном открытии (закрытии) привода на клемму 5 (6) поступает фаза).
  • При отсутствии сигнала на открытие (закрытие) электропривода от системы управления, считать обратную связь с клеммы 5 (6) невозможно. Для считывания обратной связи вне зависимости от наличия или отсутствия сигналов от системы управления следует использовать блок концевых выключателей, подключенных к клеммам 7. 9.
  • Концевые выключатели, подключенные к клеммам 7. 9 срабатывают на несколько градусов раньше концевых выключателей, подключенных к клеммам 5. 6.

Рекомендации по подключению электроприводов постоянного тока

Управление электроприводом постоянного тока осуществляется сменой полярности управляющего сигнала. Для открытия необходимо подключить к клемме 3 минус (–), а к клемме 4 – плюс (+); для закрытия наоборот: к клемме 3 – плюс (+), к клемме 4 – минус (–). При отсутствии разности потенциалов между клеммами 3 и 4 электропривод находится в состоянии «стоп». Электрическая схема, позволяющая реализовать требуемый принцип управления приведена на рисунке ниже. В отличие от схемы управления электроприводом переменного тока, в данном случае при одновременной подаче сигналов на «открытие» и «закрытие» электропривод будет находится в состоянии «стоп».

Рекомендуемая схема трехпозиционного управления (больше/меньше/стоп) электроприводом постоянного тока (ELA-DT-. -. VDC-. )Рекомендуемая схема трехпозиционного управления (больше/меньше/стоп) электроприводом постоянного тока (ELA-DT-. -. VDC-. )

При использовании двухпозиционного способа управления (открыт/закрыт, без остановки в промежуточных положениях) рекомендуется использовать схему, приведённую на рисунке ниже.

Рекомендуемая схема двухпозиционного управления (открыт/закрыт, без остановки в промежуточных положениях) электроприводом постоянного тока (ELA-DT-. -. VDC-. )Рекомендуемая схема двухпозиционного управления (открыт/закрыт, без остановки в промежуточных положениях) электроприводом постоянного тока (ELA-DT-. -. VDC-. )

Для считывания сигнала обратной связи с электропривода (полностью закрыт или полностью открыт) рекомендуется использовать блок концевых выключателей, сигналы которого выведены на клеммы 7. 9. Концевые выключатели, сигналы которых выведены на клеммы 5. 6, также могут быть использованы в качестве сигнала обратной связи, но в этом случае необходимо учитывать следующие особенности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector