Авансовый отчет по договору ГПХ с физическим лицом

Авансовый отчет по договору ГПХ с физическим лицом

В 2024 году законодательство предусматривает возможность выдачи подотчетных денежных средств не только работнику, трудящемуся на основании трудового договора, но и на основании гражданско-правового договора. Как правильно составить авансовый отчет по договору ГПХ с физическим лицом, рассмотрим в данной статье.

Что такое авансовый отчет, цель составления?

В некоторых случаях работодатель выдает заранее определенную сумму денег на расходы работникам, отбывающим в командировку, на покупку канцтоваров, оплату бензина или услуг третьих лиц.

Авансовый отчет — представляет собой документ, подтверждающий целевое расходование денежных средств, выданных подотчетному лицу. Деньги могут быть выданы как наличными в кассе, так и перечислением на именную банковскую карту.

Правом составлять авансовый отчет наделяются подотчетные лица. Это сотрудники, которые работают у юридического лица/ИП по трудовому соглашению или по договору гражданско-правового характера (письмо Банка России № 29-Р-Р-6/7859 от 2 октября 2014 года). Выдавать денежные средства третьим лицам или родственникам запрещается. Обязанность отчитываться за потраченные средства возлагается только на того сотрудника, который их получил, независимо от цели и обстоятельств выдачи.

Внимание! Подготовка авансового отчета предусмотрена Указанием Банка России № 3210-У от 11 марта 2014 года, согласно которому лицо, являющееся подотчетным и от имени которого написано заявление на выдачу денег, обязано отчитаться о своих тратах.

При составлении формуляра гражданин должен документально доказать факт трат и вернуть оставшиеся деньги. Бухгалтер, в свою очередь, должен проверить документ и заполнить его до конца.

При отсутствии данной бумаги работодатель обязан до начислить подоходный налог и страховые взносы на сумму, которая выдана авансом.

Важно! Отчет не составляется, если работник потратил собственные деньги на нужды компании, но впоследствии сумма ему была возмещена. Основное условие составления – предоставление денег авансом.

Форма авансового отчета, способы составления

Форма авансового отчета, способы составления

С 2013 года не обязательно использовать унифицированные формы при подготовке первичных бухгалтерских документов. Составлять авансовый отчет разрешается:

  • по форме, разработанной и утвержденной в организации с учетом требований законодательства о бухгалтерском учете (ст. 9 ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года).
  • с применением официально утвержденного Постановления Госкомстата РФ от 1 августа 2001 года № 55 формы АО-1.

Второй вариант является предпочтительным, так как готовый бланк не нуждается в доработке, в нем содержатся все необходимые разделы и графы для введения необходимой информации.

Бланк, разработанный в организации, должен быть закреплен в приложении к учетной политике компании. Для упрощения работы можно скачать готовый образец авансового отчета, составленный профессиональным юристом.

Составить документ можно одним из двух способов на выбор:

  1. На бумажном носителе с собственноручными подписями отчитывающегося лица, руководителя, бухгалтера и главного бухгалтера.
  2. В электронном виде с заверением документа электронными подписями, которые должны быть у всех участников формирования, проверки и утверждения отчета. В данном случае можно использовать как простую, так и усиленную неквалифицированную ЭЦП.

Вам также будет интересно:

Сроки составления, требования к оформлению

В соответствии с последними изменениями в законодательстве, в настоящее время не установлен обязательный срок для предоставления авансового отчета. Ранее на это отводилось три дня.

Внимание! С 30 ноября 2020 года срок предоставления авансового отчета устанавливается работодателем самостоятельно и утверждается руководителем.

Период, отводимый для составления отчетности, должен быть закреплен в локальном нормативном акте. К примеру, в таком документе, как Положение о расчетах с подотчетными лицами. Несоблюдение срока влечет ответственность гражданина, работающего по гражданско-правовому договору.

Особенности оформления следующие:

  • документ составляется в единственном экземпляре;
  • при использовании бланка документа, разработанного в организации, необходимо оставить все обязательные реквизиты, предусмотренные в унифицированной форме № АО-1, разрешается добавление дополнительных строк;
  • обязательное наличие подписей начальника и главного бухгалтера. Их отсутствие означает недействительность документа и невозможность принятия сумм к налоговому учету;
  • в заполнении отчета участвуют работник и сотрудник бухгалтерии;
  • заполненный бланк в обязательном порядке должен дополняться приложениями, подтверждающими расходование денег.

Вам также будет интересно:

Структура и содержание авансового отчета

Каждый авансовый отчет содержит три части: лицевую сторону, расписку и оборотную сторону.

Таблица №1. Структура и содержание авансового отчета.

  • официальное название организации или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • присвоенный по порядку номер и дату составления документа;
  • сведения о работнике, который получил деньги под отчет;
  • целевое предназначение выданных средств;
  • размер остатка или перерасхода денег по ранее выданному авансу;
  • размер выданных и истраченных в качестве аванса средств;
  • информацию о количестве документов, подтверждающих расходы;
  • бухгалтерские проводки;
  • сведения о возвращенном остатке или перечисленном перерасходе в результате проверки отчета;
  • подписи должностных лиц, которые отвечают за проверку и принятие подобной отчетности.
  • информацию о сотруднике, который сдает отчет;
  • сведения о документах;
  • сумму авансового отчета;
  • информацию о количестве документов, подтверждающих расходы;
  • дату, подпись специалиста, выдавшего расписку, с расшифровкой.

Информацию разрешается вносить ручкой с синей или черной пастой. Сотрудник бухгалтерии ставит свою подпись после проведения проверки правильности заполнения формы отчета и соответствующей документации. Виза ставится только после подтверждения целесообразности трат денежных средств компании.

Внимание! С 2017 года разрешается выдача средств под отчет даже при наличии задолженности по авансам, выданным ранее. Поэтому форма документа предусматривает строку для указания остатка.

Одним из главных полей является строка « Назначение аванса », при отсутствии сведений организации грозит отказ в акцепте расходов к учету, следовательно, придется доначислять НДФЛ и страховые взносы. Цель аванса может быть разной: « на покупку автомобиля для служебного пользования », « на закупку расходных материалов для оргтехники ».

Выдача расписки подтверждает прохождение отчетом контрольной проверки и его утверждение. На завершающем этапе сдачи на основной стороне бланка свою подпись должен поставить главный бухгалтер, а уже потом документ передается на утверждение руководителю организации. Руководитель прописью указывает сумму аванса, которая была подтверждена, ставит свою подпись в специальной строке и расшифровывает ее. Также должна быть указана дата утверждения отчета.

Чем можно подтвердить расходы

Чем можно подтвердить расходы в авансовом отчете по договору ГПХ с физическим лицом

Целевое расходование предоставленных авансом денежных средств нужно обязательно подтвердить (п. 6.3 Указаний ЦБ РФ от 11 марта 2014 года). Сделать это можно товарными и кассовыми чеками, накладными, счетами-фактурами, квитанциями, билетами, талонами и другими расчетными документами.

Основные требования к бумагам такого рода:

  • чек должен содержать название конкретного товара, а не группу товаров (например, « бытовая техника » или « канцелярские принадлежности »). При указании обобщенных данных, на обратной стороне отчета физическое лицо обязано подробно расшифровать все приобретения – названия и цены;
  • совершение расходов должно происходить в рабочие дни и в рабочее время; при тратах денег организации в иной период времени потребуется обоснование данных действий.

Важно! Из-за отсутствия документации, подтверждающей целевое расходование подотчетных денег, средства нельзя будет списать на хознужды в целях уменьшения прибыли по причине недоказанности их правомерного использования. В таком случае деньги будут считаться доходом сотрудника и с него необходимо удержать 13%.

Требования к чекам, которые прилагаются к авансовому отчету, закреплены на федеральном уровне. Обязательно присутствие наименования организации и ИНН, даты, времени и адреса произведения оплаты, данные кассира, названия товаров с указанием количества, цены за одну штуку и так далее. Допустимы электронные чеки.

Для отчета в бухгалтерию достаточно представить товарный или кассовый чек. В качестве доказательства оплаты проезда подойдет распечатанный электронный билет или посадочный талон. В случае утери данных документов, потребуется справка от перевозчика с информацией, доказывающей факт поездки и затрат на нее.

Таким образом, физическое лицо, работающее по гражданско-правовому договору, относится к подотчетным лицам наряду с сотрудниками, работающими по трудовому соглашению. При подготовке авансового отчета необходимо учитывать ряд нововведений: организациям разрешено использовать как унифицированную, так и собственную форму документа. Срок предоставления отчетности устанавливается фирмой самостоятельно.

Документ составляется совместно работником и бухгалтером во избежание неточностей и дальнейших проблем с налоговой. В качестве приложений к авансовому отчету прикрепляются как оригиналы документов, так и копии кассовых чеков, краска на которых склонна к выцветанию. Хранить документы необходимо пять лет.

https://lawabc.ru/trudovye-otnosheniya/article/avansovyj-otchet-po-dogovoru-gpx-s-fizicheskim-licom/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *